Преподавание истории должно способствовать консолидации общества - с «круглого стола», посвященного содержанию учебников истории

10.04.2014 313

Комитет по образованию провел «круглый стол» на тему: «Российская историческая традиция: содержание учебников истории».


В обсуждении приняли участие депутаты и члены Совета Федерации, известные российские ученые-историки, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, ректоры вузов и директора школ, педагоги, музейные работники, духовенство, общественные деятели.


Открывая «круглый стол», председатель Комитета Вячеслав Никонов отметил, что Россия на всех этапах своей истории испытала мощное внешнее воздействие. Она «впитывала, заимствовала, причем, как правило, у самого сильного противника». Но во всех случаях перенятые за рубежом схемы в России работали хуже, чем оригиналы. По оценке В.Никонова, на протяжении большей части своей истории Россия не была частью западной политической системы, и он склонен видеть в ней самостоятельную цивилизацию.

«Крайне важно, опираясь на знания прошлого, предложить нашим детям образ достойного будущего», - заключил В.Никонов.


Директор Института всеобщей истории РАН, председатель комиссии по разработке единой концепции учебников истории Александр Чубарьян отметил, что история является важной частью формирования общественного самосознания, российской идентичности. По его словам, главная задача заключается в том, чтобы преподавание истории в средней школе способствовало консолидации общества.


Заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Ирина Тараданова напомнила, что концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории утверждена 30 октября, в концепцию впервые включен историко-культурный стандарт. В 2014 году Российской историческое общество совместно с Минобрнауки и Российским военно-историческим обществом планируют провести комплекс на создание учебников с 5 по 11 класс и учебно-методических пособий.


Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая констатировала, что несмотря на существующую в настоящее время «коммерческую вариативность», у каждого ребенка учебник истории все равно один, но на территории страны этот учебник не одинаков, а значит, не воспитывает «общее поколение сверстников», которым зачастую дается «противоречивый взгляд на события, историю и культуру».


«Поскольку на государстве лежит прямая ответственность и конституционная обязанность обеспечить единство образовательного и культурного пространства, должна быть общая линейка учебников и по языку, и по литературе, и по истории Отечества», - уверена И.Яровая.


Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский предложил «оживить» современную историю с помощью свидетельств и воспоминаний непосредственных участников событий последних лет.


Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Московской Патриархии РПЦ, настоятель ставропигиального мужского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов) призвал в новых учебниках истории представить «пантеон героев», на примере которых будет воспитываться молодое поколение.


По мнению профессора Санкт-Петербургского государственного университета Игоря Фроянова, в новом учебнике следует показать роль государства, его значение в формировании общества и отдельной личности. «Важно показать, что без государства существование общества невозможно», - сказал он.


Заместитель академика-секретаря отделения историко-филологических наук Николай Макаров с сожалением отметил тенденцию снижения объемов преподавания истории в российских вузах.


Заведующий кафедрой исторического факультета МГУ имени В.М.Ломоносова Николай Борисов предложил наряду с учебниками выпустить документальные фильмы и наборы карт, а при подготовке историков больше внимания уделять курсам литературы, стилистики и ораторского мастерства, поскольку историк «должен хорошо писать и убедительно говорить».


Директор Шелаевской средней школы Валуйского района Белгородской области, Народный учитель СССР Василий Подерягин высказался за возврат от концентрической к линейной системе обучения и за возвращение устного экзамена по истории. 



Источник: Государственная Дама Федерального Собрания Российской Федерации  

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*