На круглом столе в Госдуме ученые рассказали, каким должен быть учебник истории, написанный по новой концепции. По словам академика Александра Чубарьяна, возможно некоторым историкам ради школьного учебника придется отказаться от каких-то разногласий по тем или иным темам. Споры могут быть в монографиях, а в книгах для школы подход должен быть единым.
- Меня страшно ругали и ругают за список трудных вопросов. Но они подготовлены по желанию учителей. Есть темы, которые не сложны для науки, но трудны для преподавания, - рассказал Александр Чубарьян.
У ученых сложности были по нескольким темам: происхождение Древнерусского государства, Украина, роль Азии, реформы и ХХ век. Чубарьян особо подчеркнул, что историки попытались показать значение советского периода. К слову, в концепции среди персон, которые так или иначе должны быть упомянуты в учебнике в разделе 1945-1991 годы внушительный список самых разных персон. Это, к примеру, Анатолий Собчак, Арно Бабаджанян, Булат Окуджава, Сергей Бондарчук, Иосиф Сталин, Михаил Суслов, а также Брежнев и Пугачева. Так что известный анекдот застойных лет: "Кто такой Брежнев? Это политический деятель эпохи Пугачевой!" в каком-то смысле оказался пророческим.
А что касается экспертных споров, то историки сумели договориться и даже добавили некоторые новые термины. Такие как "степной коридор" для описания периода России, связанного с кочевническим миром.
Чубарьян не исключил, что вслед за содержанием учебника истории, могут измениться книги по литературе и обществознанию.
- Последний, современный период отечественной истории должен быть курсом общество знания, - уверен историк,- школьникам на этих уроках надо рассказывать о Конституции, политической и избирательной системе в стране, правах и обязанностях граждан.
Когда появится новый учебник - пока все же не ясно. По словам заместителя руководителя департамента Минобрнауки Ирины Тарадановой, "планируется проведение конкурса по учебнику 5-11 классов и на две книги для учителей". А пока министерство решило перепроверить все школьные учебники на соответствие концепции и скорректировать задания ЕГЭ по этому предмету. В этом году тесты не изменятся, а вот в 2015 поправки будут, в том числе, по содержанию советского периода.
Председатель комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов полагает, что в школьном учебнике должны быть ответы на главные вопросы:
- Что такое Россия? Кто мы? Что мы представляем собой в современном мире? Однако копья чаще ломают по частным вопросам: как лучше назвать монголов, как охарактеризовать Сталина?- обратился Никонов к коллегам - историкам и депутатам и представил свою собственную книгу по истории России. В ней, правда, 990 страниц и весит она килограмма три, не меньше. Так что для школы, при любом раскладе не подойдет. Хотя хронологически абсолютно соответствует новой концепции - начинается с античных корней Руси и заканчивается информацией о Путине и БРИКС. Как знать, может следующим трудом станет школьный учебник?
В учебниках о современном периоде российской истории (с 1992 по настоящее время) будут упоминаться: Бурбулис, Гайдар, Геращенко, Лебедь, Жириновский, Примаков, Бешмет, Гергиев, Глазунов, Мацуев, Спиваков, Хаматова, Абрикосов, Алферов, Гинзбург, Капица, Рошаль.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.