Бизнес попал в историю

08.04.2014 178
Источник: Российская газета


Текст:
Игорь Зубков



В единый учебник по истории для средних школ хотят включить главу о российском предпринимательстве. Этот раздел должен быть основан на "успехах наших выдающихся купцов, меценатов и бизнесменов", чтобы на них воспитывать "предпринимательский менталитет будущих строителей российской экономики".

С такой просьбой "Деловая Россия" обратилась в письме к председателю Госдумы Сергею Нарышкину как к председателю Российского исторического общества. После СССР, отмечается в письме, "основы и традиции предпринимательской культуры были забыты в погоне за быстрыми деньгами. На смену им пришли "челноки", криминал и "новые русские". Сейчас лицо бизнеса изменилось, но старые стереотипы в обществе еще сильны.

Дореволюционное предпринимательство было удивительным сплавом разных культур и наций. Тут и шведские Нобели с их первыми русскими нефтеналивными судами, и основатель крупнейшей в России Кренгольмской мануфактуры немец Людвиг Кноп, и ценители французских импрессионистов старообрядцы Морозовы, и французские парфюмеры Бо. На их примере можно показать, что многие наши "извечные" недуги - взяточничество, волокита, рейдерство - существовали отнюдь не всегда.
Самый тонкий вопрос - кто из постсоветских предпринимателей достоин быть упомянутым в новом учебнике

У нас в обществе предприниматель все еще фигура негативная, и в значительной мере это связано с историей 1990-х годов, считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик Виктор Ивантер. И такое отношение надо преодолевать со школы. Но важно сохранить баланс, нельзя ограничиваться положительными примерами. Нужно, чтобы школьники понимали, что если они решаются стать предпринимателями, то попадают в сферу повышенного риска. Успех не для всех, и на это нельзя закрывать глаза.

"Предприниматель - не мать Тереза, но все-таки, доведя дело до определенного масштаба, он начинает преследовать более серьезные цели. Благополучия общества, если хотите", - сказал Ивантер. Предпринимательство похоже на научное творчество, считает он. И у ученого, и у предпринимателя нет рабочего дня в привычном понимании, он крутится как белка в колесе, и успех для него становится только ступенькой к новому движению. А результатами, доходами пользуется не столько он, сколько родные, друзья, знакомые, общество, наконец. О том же сказал "РГ" директор Института экономики РАН, член-корреспондент Руслан Гринберг. "Предприниматель - несчастный человек. Он работает 80 часов в неделю, чтобы не работать 40. Надо помнить, что настоящий предприниматель не только рискует сам, но и берет на себя ответственность за других людей". А самый тонкий вопрос - кто из постсоветских предпринимателей достоин быть упомянутым в новом учебнике. Принцип простой, полагает Гринберг: это должны быть предприниматели, "сделавшие себя сами" и занимающиеся производством в сфере IT, общепита, строительства и обрабатывающей промышленности. А руководителям компаний, которые владеют предприятиями, основанными в СССР, в списке не место, полагает Гринберг.


Источник: Российская газета
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*