Источник: Российская газета
Текст: Екатерина Деменьева, Ирина Ивойлова, Айгуль Камаева, Вера Черенева
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили внести поправки в Закон "Об образовании в РФ" и перевести всю начальную школу на пятидневную учебную неделю. Главная причина - школьники перегружены. Кроме того, при шестидневке у детей не остается времени на общение с родителями, да и успеваемость при пятидневной учебной неделе оказывается выше, чем в тех школах, где учатся в субботу.
Законопроект готовили не без споров. В окончательной редакции говорится, что при переводе все школы должны соблюдать санитарные правила. То есть при пятидневке нагрузка на младшеклассников не должна превышать 23 часов в неделю.
- Если депутаты Государственной Думы примут законопроект в том виде, в котором есть сейчас, ряд школ окажется в безвыходном положении, - полагает депутат Заксобрания Борис Вишневский. - Школа может обучать ребенка только в рамках образовательного стандарта и отведенных часов на всю программу там ровно столько, сколько положено по СанПиНам. Любой дополнительный урок будет считаться уже нарушением. Между тем есть специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков или каких-нибудь других дисциплин. Когда родители устраивают туда ребенка, они заранее готовы к тому, что нагрузка будет выше, чем в обычном учебном заведении.
Кроме того, не стоит забывать и про национальные республики - Татарстан или Башкирию, где введен региональный образовательный компонент. При переводе на пятидневку у ребенка просто не будет возможности изучать национальную культуру и язык.
С сомнением к пятидневке в том виде, в котором ее предлагают, относится и народный учитель России Анатолий Малякин.
- Здоровье детей и правда ухудшается, однако винить в этом стоит не только школу, - говорит Анатолий Малякин. - Дети безвылазно сидят за компьютерами, и когда парламентарии предлагают, мол, давайте дадим ученикам дополнительный день для общения с семьей, для прогулок на свежем воздухе и занятий в спортивных секциях, я в это верю с трудом. Скорее всего, основная масса детей будет сидеть все за тем же компьютером.
Если школы пойдут на сокращение часов каких-нибудь предметов, то учителю придется задавать больше на дом. Кроме того, школа все чаще заставляет ребенка не понимать, а механически запоминать какие-то вещи. И если домашие задания увеличатся, то учеба даже в начальном звене рискует превратиться в банальную зубрежку.
СанПиН или родной язык?
В министерстве образования Башкортостана к предлагаемым поправкам отнеслись с большой долей скептицизма.
- У каждого учебного заведения есть право самостоятельно устанавливать пятидневную или шестидневную учебную неделю. Зачем лишать их этого? Компонент образовательного учреждения тут роли не играет, так как, к примеру, в первых классах его вовсе нет, а в четвертых классах переход на пятидневку невозможен из-за требований СанПиНа, - считает заместитель министра образования Владимир Аристархов. - Думаю, что эта инициатива отчасти возникла из-за того, что некоторые родители не прочь узаконить себе и детям дополнительный выходной. Поэтому право выбора желательно оставить.
Педагоги школ склоняются к мнению, что введение "пятидневки" необходимо. Вот что говорит учитель начальных классов уфимской школы Ирина Осипова:
- Ребята очень сильно устают и не успевают восстановиться за один выходной. У учителей, тоже никаких сил не остается к субботе, а в воскресенье еще подготовку к школе для малышей ведем. Так что у нас семидневная рабочая неделя получается.
По ее мнению, начальные классы могли бы вернуться к пятидневке, если пересмотреть их программу. Главная проблема для школ Башкортостана - региональный компонент, а это дополнительные уроки, которые не позволяют вписаться в СанПиНы.
- Основная программа у нас 23 часа плюс три часа - родной язык. У меня в классе два ребенка изучают на нем башкирский, а остальные - русский. СанПиНы же разрешают в начальных классах не более пяти уроков в день, и со своими 26 часами в неделю мы в них не вписываемся, - говорит учительница.
Республиканские депутаты уже готовы поддержать питерских коллег.
Субботний стон
Большинство школ Бурятии сегодня работает по "шестидневке". Причина - опять-таки в региональном компоненте.
В республиканском министерстве образования пояснили, что волевого перехода на шестидневку не было - школы самостоятельно определяют график своей работы.
- Есть федеральный стандарт, где прописана учебная нагрузка для каждой параллели. Например, для первого класса - это обязательно пятидневка, а вот начиная со второго школа может выбирать. Например, для пятого класса при пятидневке максимальная нагрузка - 28 часов, при шестидневке - 31, - поясняет Дулма Балдарова, начальник отдела общего образования комитета по образованию Улан-Удэ. - В регионах количество учебных часов добавляется за счет истории, географии родного края, а у нас это еще и изучение бурятского языка, литературы. Конечно, изучение языка факультативно, однако в плане эти часы должны быть учтены.
Именно из-за разницы в количестве часов школы с углубленным изучением предметов, в том числе лицеи и гимназии, постепенно перешли на шестидневную неделю.
Родители предлагают выносить на субботу ОБЖ, физкультуру, ИЗО. Однако, как показывает опыт учителей, некоторые ученики не приходят в школу по субботам - такие предметы прогулять вроде не страшно. Есть еще один нюанс. Практически все школы республики учатся в две смены. И при пятидневке, когда уроков в день больше, вторая смена будет и начинать, и заканчивать учебу очень поздно. Кстати, в Иркутской области школы тоже, как правило, распределяют уроки на шесть дней. Потому что убрать какой-либо предмет из плана, чтобы вписаться в пятидневный норматив, невозможно.
Мнения
Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО:
- Не уверен, что для всех школ подойдет пятидневка. Сейчас школы могут учиться по семестрам, триместрам, четвертям, устраивать дополнительные каникулы, и не надо всех загонять в единые рамки. Если родителям хочется, чтобы дети перешли на пятидневку, они могут предложить это на совете школы, который вправе поддержать или не поддержать предложение. Если бы я был директором школы, то осенью и весной ввел бы пятидневку, а зимой оставил бы шестидневку.
Ольга Прокофьева, директор школы N 7, Долгопрудный Московской области:
- Считаю, что у ребенка должны быть два дня выходных. У нас началка частично учится во вторую смену, но мы не хотим сокращать количество уроков и делать субботу еще одним учебным днем.
Сергей Бебчук, директор школы N 1199, Москва:
- У нас в школе все 20 лет пятидневка. И все довольны: и родители, и дети.
Официально
Из федерального государственного стандарта начального общего образования:
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.