Реморенко: "Школьные учителя больше не работают среди сломанных парт"

17.02.2014 307

Источник: РИА Новости



Одиннадцатая ежегодная конференция "Тенденции развития образования" пройдет в Москве 19-20 февраля. Ее участники, среди которых есть известные международные эксперты в области образования, будут обсуждать, что такое эффективная школа сегодня. О своих ожиданиях в связи с предстоящим форумом и о возможностях развития современной российской школы корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

 

- Игорь Михайлович, чего Вы ждете от предстоящей конференции?

 

– Я жду масштабного и всестороннего обсуждения проблем, связанных с развитием образования. В конференции примут участие видные эксперты, признанные в мире авторитеты в области реформ в сфере образования. Речь идет как об общесистемных изменениях, касающихся национальных экзаменов, системы мониторинга качества образования и проверки образовательных учреждений, так и о локальных изменениях применительно к нуждам каждой конкретной школы: как организовать школьный коллектив, как принимать решения, с кем их нужно согласовывать, каким образом получать обратную связь от родителей и детей, и так далее. Участники конференции будут обсуждать и анализировать то, что происходит в России, сравнивая это с общемировыми тенденциями.

   Лично я собираюсь на конференции провести анализ итогов реализации президентской инициативы "Наша новая школа", обсудить изменения, которые происходили в образовании, и предложить коррективы на будущее.

 

– Участники конференции будут обсуждать, что такое эффективная школа. Есть ли у вас собственный ответ на этот вопрос? Чем эффективная школа, на ваш взгляд, отличается от неэффективной?

 

– В последнее время принято говорить об эффективности образования и конкретных образовательных учреждений. Сравниваются регионы по эффективности их работы, сравниваются системы образования в этих регионах, сравниваются конкретные образовательные учреждения. Но всегда остаётся ощущение, что качество образования не описывается полностью ни одним набором параметров. Анализ эффективности носит скорее прикладной экономический характер, чем даёт оценку качества. На конференции нам предстоит разобраться с тем, какие есть пробелы в параметрах оценки, какие возможны подходы в области сравнения качества образования, а значит и его эффективности. Нам нужно понять, в какой степени и с какими оговорками мы можем применять понятие эффективности к деятельности в системе образования.

 

– Какого педагога, на ваш взгляд, можно назвать эффективным?

 

– Понятие "эффективность" не всегда адекватно применяется в системе образования. Согласно стандартному определению, эффективность – это соотношение результата и вложенных в его достижение ресурсов. Если результат большой, а ресурс минимальный, — значит, система работает эффективно.

   Конечно, к деятельности учителей это определение вряд ли можно отнести напрямую, но можно связать эффективность образования с удовлетворением ожиданий гражданского общества. Эффективный труд учителя должен быть направлен на удовлетворение ожиданий семей в отношении будущего их детей. Школа должна, со своей стороны, обеспечить учителю определенный уровень комфорта и возможность работать на современном уровне с использованием всевозможных информационных ресурсов.

 

– Говоря о вложенных ресурсах, можно вспомнить, что в последние несколько лет в стране прошла реформа оплаты труда учителей, их зарплата приблизилась к средней по экономике региона. Как вы считаете, стала ли школа после этого лучше работать, более полно удовлетворять запросы родителей?

 

– Я думаю, что везде ситуация разная, хотя, в целом, сдвиг к лучшему есть. Учителя больше не работают в окружении сломанных парт и разваливающейся доски с вечно сыплющимся мелом. Обстановка стала другой, и это тоже важный параметр качества.

   В то же время многим учителям до сих пор не удалось научиться слышать ученика, вступать в диалог, опираться на богатый информационный и культурный опыт в изучаемом предмете. Материально-технические условия улучшились, а умение максимально их использовать и добиваться качества образования, – этому пока не научились.

 

– Сегодня во многих школах ради повышения зарплаты учителей директора сокращают так называемый вспомогательный персонал — психологов, лаборантов или IT–специалистов. Что вы думаете об этой тенденции? Как она может отразиться на эффективности школы?

 

– Ситуации везде разные. Раньше, до введения нормативного финансирования, у директора была одна возможность увеличить финансовый ресурс школы – набрать побольше дополнительных ставок. Иногда на самом деле в школе возникали избыточные ставки.

   Сегодня, в условиях нормативного финансирования такой необходимости нет. И то, что некоторые директора сокращают ставки, иногда, в самом деле, имеет смысл, поскольку освободившиеся средства лучше потратить на заработную плату учителей. Но есть, конечно, школы, где сокращение происходит непродуманно, слишком революционно. Мы будем обсуждать и эту проблему.

 

– Есть ли, помимо повышения зарплаты учителей, иные стимулы увеличения эффективности работы школы?

 

– Мне кажется, у школы есть такой недооцененный ресурс, как развитие самостоятельности: возможность планировать бюджет, самостоятельно осуществлять закупки, избавиться от лишних отчетов и пр. Еще один ресурс — проведение разного рода мероприятий, когда школьный коллектив совместно принимает те или иные решения, создает программу развития. Пока недостаточно оценен ресурс, связанный с использованием современных образовательных технологий, потому что с их помощью тех же образовательных результатов можно добиваться за более короткое время.

 

– Могут ли родители оценить эффективность школы, где учится их ребенок?

 

– Полномочия, которые есть у школьных советов, вполне позволяют это сделать. Правда, школьным советам элементарно не хватает времени, чтобы собраться и проанализировать эффективность работы школы. Но это наша общая проблема, все мы сильно заняты своей работой, и нам не хватает времени на общественную жизнь.

 

– Могут ли рейтинги служить источником информации для родителей об эффективности школ? Если да, то каким рейтингам, на ваш взгляд, можно доверять?

 

– Я думаю, что могут. На мой взгляд, рейтинг топ–400 московских школ можно считать достаточно адекватным. Там превалируют данные Единого государственного экзамена, но оказывается, что когда школы сравнивают и по другим параметрам, например, по тому, как часто дети ходят в музеи, то результаты обычно корреспондируют с данными ЕГЭ.

   В целом, рейтингам не хватает гуманитарной составляющей, когда исследователи анализируют, насколько ребятам интересно учиться, насколько они внимательно относятся к школе, насколько у них развит интерес к музеям, театрам, библиотекам и так далее. Это направления, над которыми создателям рейтингов еще предстоит поработать.

 

 

Источник: РИА Новости

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*