Источник: Российская газета
Текст: Тамара Шкель
Депутаты Госдумы намерены разбудить "спящие" нормы Закона "Об образовании в РФ". И запустить те, что, по словам спикера нижней палаты российского парламента Сергея Нарышкина, пока "пробуксовывают". В этом им должен помочь Совет по вопросам образования и науки при председателе Госдумы. О его создании Нарышкин объявил в минувшую пятницу на думском совещании по вопросам законодательного регулирования образования и науки.
Состояние дел в этой сфере у депутатов "все еще вызывает беспокойство и тревогу". На совещании вспоминали, с какими трудностями проходил через Думу новый закон об образовании, принятый в декабре 2012 года, а вступивший в силу 1 сентября 2013-го, как сложно шла работа над проектом закона о реформировании Российской академии наук. "За двадцатилетие школьных реформ и различных вузовских нововведений полного общественного компромисса пока не достигнуто", - констатировал спикер. Более того, по мнению Нарышкина, "у части общества происходит обесценивание отдельных вещей, которые прежде нам казались очень важными", "обесценивается образование и связанные с ним ценности культуры и представления о морали".
Поэтому, как полагает Сергей Нарышкин, сегодня важна "как оценка эффективности отдельных норм" нового закона, "так и анализ самих причин, вследствие которых те или иные нормы закона, что называется, "пробуксовывают". Спикер сообщил, что в Думу приходит много предложений о внесении поправок в закон. Только из парламентских фракций их поступило около 30.
"Самое главное - это то, что серьезных рекламаций по закону в целом не было. То есть закон работает", - отметил, выступая на совещании, председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов. Однако он признал, что есть целый ряд разделов, которые можно назвать "спящими" - "пока они не в полной мере реализуются по разным причинам", - и выразил надежду, что "спят" эти нормы лишь "пока". Поскольку в обществе виден достаточно серьезный интерес к их реализации.
По словам Никонова, по ряду направлений ведется перенастройка, исправляются положения закона, которые вызвали большой резонанс в обществе. Госдума уже приняла поправки в закон о предоставлении льгот при приеме на программы бакалавриата и специалитета детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Сейчас решается проблема расчета платы за проживание студентов в общежитиях. Еще одна законодательная инициатива, уточнил Никонов, связана с предоставлением студентам права бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев. Идет работа и над законопроектом о требованиях к одежде обучающихся. Это "действительно большой вопрос, вызывающий серьезный интерес, большие экономические последствия - по оценкам ряда экспертов, расходы на приобретение школьной формы будут составлять до 30 млрд рублей", - уточнил Вячеслав Никонов.
На совещании у председателя Госдумы обсуждали и реализацию тех положений Послания президента РФ Федеральному Собранию, которые связаны с совершенствованием системы образования. Одна из поставленных Путиным задач - о плате за проживание в общежитии - уже решается. И, как полагают в профильном комитете, в апреле необходимые поправки будут приняты.
Вторая задача - предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение, результаты которого наряду с ЕГЭ учитываются при поступлении в вузы и другие учебные заведения. "Нам кажется, что это сочинение могло бы стать частью портфолио школьников, в которое наряду с сочинением могли бы войти победы на олимпиадах и поощрения за успехи в учебе, те же самые медали, если они будут, внеучебные достижения и так далее", - сказал Вячеслав Никонов. Однако заметил, что "прежде чем приступить к подготовке соответствующих поправок, нужно принять политическое решение о поддержке предложенного подхода по учету результатов сочинения".
Третью задачу - принятие правовых актов, которые позволят российским вузам развивать массовое дистанционное образование, ориентированное прежде всего на соотечественников и граждан СНГ, в Думе будут решать после широкого обсуждения в профессиональном сообществе.
Однако ректор МГУ Виктор Садовничий призвал депутатов не затягивать с созданием правовой основы для отечественной системы дистанционного обучения. Промедление, как полагает он, негативно скажется на конкурентоспособности российского образования. Садовничий также предложил развивать сетевое взаимодействие вузов и внутри России.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что уже пора подумать и о создании нового закона о науке, поскольку нынешний работает уже почти двадцать лет, в него внесено огромное количество поправок. "Важно проанализировать состояние научного законодательства в других странах, понять, на какие вопросы действующая редакция закона о науке ответа не дает, какие вопросы требуют дополнительного регулирования", - определил ближайшие цели Ливанов.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.