Источник: Российская газета
Текст: Ирина Ивойлова
Школьные учебники теперь будут проходить пять экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Впервые в истории российской школы появляется общественная экспертиза учебников, которую будет проводить Объединенный совет представителей Российского книжного союза, Общественной палаты, Российского исторического общества и Российской библиотечной ассоциации.
Какие учебники придется переписать? Может ли "Бежин луг" Тургенева заменить учебник по русскому языку? Как изучать историю по выступлениям Мартова и Плеханова? Об этом "РГ" рассказывает президент Российского книжного союза Сергей Степашин.
Сергей Вадимович, когда начнется общественная экспертиза учебников?
Сергей Степашин: Общественная экспертиза будет проводиться после научной и педагогической, и мы ожидаем, что первые учебники поступят на общественную экспертизу до 25 декабря. Группы экспертов уже сформированы, это примерно 50 человек - специалисты по истории, праву, литературе, русскому языку, другим дисциплинам. Среди них есть учителя, преподаватели вузов, депутаты, политики, общественные деятели. Но это не значит, что больше никто не может участвовать в проведении экспертизы. Преимущественным правом участия в общественной экспертизе имеют члены управляющих советов школ.
А что ожидает те книги, которые эксперты "завернут"?
Сергей Степашин: Минобрнауки должно в обязательном порядке учитывать наши заключения - и положительные, и отрицательные. Если у наших экспертов есть замечания к учебнику, то у издателей и авторов будет возможность исправить недочеты и опять пройти экспертизу. Если снова не получилось, учебнику дадут от ворот поворот. К нам уже обратились четыре издательства, которые подготовили книги для школы. Это новые учебники, написанные с учетом современных требований. Общественная экспертиза займет не больше 20 дней, так что в конце января 2014 года станет ясно, какие учебники ее прошли, а какие - нет.
На что в первую очередь будут обращать внимание эксперты?
Сергей Степашин: На содержание, оформление, в том числе цветовое, стилистику изложения, доступность материала, грамотность русского языка, на иллюстрации и качество бумаги. Мы постараемся, чтобы в учебниках, особенно по общественным наукам, не было субъективной политизации. В те годы, когда я учился в школе, некоторые учебники вызывали раздражение именно потому, что рассказывали совсем не о той жизни, какой жила страна. Это касалось учебников обществознания, а иногда и литературы. Помните "Белеет парус одинокий" Лермонтова? Нам говорили, что это стихотворение о революции, но ведь там никакой революцией и не пахнет! Оно совершенно о другом.
Какие периоды российской истории будут самыми сложными для преподавания?
Сергей Степашин: Современный период, начиная с 1991 года. С 1917 годом, гражданской войной - попроще, тут нам уже многое понятно: в 80-е годы прошлого века было много написано о красном и белом терроре. Трудная тема - оценка советского периода в целом. При раскрытии таких тем надо соблюдать баланс.
Есть претензии к учебникам по точным и естественным наукам: материал дан сухо, слишком наукообразно, в определениях полно устаревших слов. На это будут обращать внимание эксперты?
Сергей Степашин: Школьный учебник должен быть написан точным, современным русским языком, понятным детям. С другой стороны, есть, безусловно, термины, которые живут уже сотни лет, всем понятны, и тут ничего не надо придумывать. Русскому языку в школе сейчас должно уделяться самое большое внимание. На одном из прежних мест работы я возглавлял аттестационную комиссию, которая принимала экзамены у тех, кто поступал к нам на работу. Знаете, по какой дисциплине результаты были хуже всего? По русскому языку! Это же стыд и позор. То, что в школу вернется сочинение, считаю очень правильным. Оно учит грамотно излагать свои мысли так, чтобы тебя послушали, поняли и не разочаровались. Хотя сегодня учителям будет труднее учить детей писать сочинения, ведь в прежние годы мы писали еще и письма. Сегодня их заменили эсэмэски, а это максимум в 10 слов.
Об электронных учебниках и не только
А может, надо список обязательной литературы для чтения сократить? Кого мы обманываем, делая вид, что в восьмом классе ученики за десять дней прочитают "Войну и мир", а в девятом за неделю "Преступление и наказание"?
Сергей Степашин: Согласен, что программу по литературе надо разгружать. Пелевина и Акунина, мне кажется, надо проходить факультативно. Зато Тургенев должен быть не только на уроках литературы, но и русского языка.
Что вы сейчас сами читаете?
Сергей Степашин: Обычно читаю несколько книг сразу. Только что закончил "Священный мусор" Улицкой. Сейчас читаю "Человек не отсюда" Даниила Гранина и Клавелла "Тай-Пен".
С 2015 года учебники станут электронными. Как будут оценивать ваши эксперты цифровые версии?
Сергей Степашин: Я считаю так: бумажная книга должна быть первоисточником, а электронная версия - это содержание книги, обработанное для подачи в Интернете. Но какими бы ни были учебники - бумажными, виртуальными, главное слово всегда принадлежит учителю. Во все времена в школах были и есть учителя, которые просто начитывают темы из учебника. Ученики знают таких педагогов и не любят их уроки. А были и есть другие, такие как моя учительница литературы и русского языка. Именно они делают школу хорошей.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.