Горе не от ума

17.12.2013 190

Источник: Российская газета

 

 

Текст: Алексей Дуэль

 

Старшеклассники скоро будут снова писать итоговое сочинение. Как сказал в своем послании президент, уже давно дано поручение, начиная со следующего учебного года, предусмотреть его в выпускном классе. Сегодня члены Общественного совета при министерстве образования и науки обсудият как проводить этот экзамен и как учитывать его результат при поступлении в вузы.

 

У возвращения сочинения очень много сторонников. Их основные аргументы: ученики совсем забросили литературу и перестали читать книги, они не способны нормально излагать даже самые простые мысли, сильно упала грамотность молодых людей.

 

- Было просто преступлением отменять экзамен по литературе, сейчас для того, чтобы поступить, получить аттестат, не нужно сдавать экзамен по литературе в школе вообще, - говорит президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына. - Что раньше объединяло всех людей? Один - врач, другой - инженер, третий - не знаю кто, все знали сколько-то Пушкина, сколько-то Грибоедова, все могли говорить цитатами из "Горе от ума", и все понимали. Причем не обязательно это были интеллигенты. Сейчас этого нет. А что может объединять людей? Только общая литература.

 

После того как выпускное сочинение было заменено на ЕГЭ по русскому языку, пространство для творчества все равно осталось: в части "С" есть задание - написать мини-эссе на предложенную тему. Но объем там небольшой, ссылки на литературные источники не требуются...

 

Кстати, по оценке ректоров технических вузов, в этом году у большинства абитуриентов были примерно равные результаты по физике и математике, поэтому отбор прошли те, кто лучше сдал русский язык.

 

- Ни одному человеку умение хорошо сформулировать собственные мысли никогда не помешает, - уверен директор школы Лицей "Ковчег-XXI" Рустам Курбатов. - В Европе давно уже нет устных экзаменов, все излагают свои соображения письменно. Я не против сочинения, для итоговой аттестации текст подходит больше, чем тест. Но, по-моему, надо расширить список тем. Пусть там будет литература, но наравне с ней должны появиться и другие варианты: обществоведческие, технические. Например, "Роль техники в современном мире" или "Как ты понимаешь происхождение человека". И не надо ставить оценку за грамотность. Это сковывает, человек боится наляпать ошибок и пишет совсем не то и не так, как мог бы и хотел бы выразиться. По крайней мере стоит сильно снизить допустимое количество ошибок.

 

- Я ничего против сочинения не имею, но непонятно, как его использовать, - говорит проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. - Здесь будут максимально субъективные результаты, а это противоречит всей канве Единого государственного экзамена, нашего основного инструмента отбора абитуриентов.

 

Эксперты считают, что в этом году менять правила сдачи итоговых школьных и вступительных вузовских экзаменов уже поздно. Как ни странно, идею вернуть выпускное школьное сочинение поддерживают даже математики. Причем способ, который предлагает директор Центра педагогического мастерства Москвы, один из главных разработчиков заданий для ЕГЭ по математике Иван Ященко, неожиданно прост и логичен.

 

- Сочинение дело правильное, надо только грамотно учитывать его результаты, - объяснил Иван Ященко. - Есть четыре уровня знания языка. Условно их можно назвать "для гастарбайтеров", "для жизни", "для применения" и "профессиональный". Любой гражданин, отучившись в школе, должен суметь написать сочиение хотя бы на "тройку". Чтобы учиться в вузе, стать учителем, юристом, просто интеллигентным человеком, надо написать работу хотя бы на "четыре". А будущие филологи и журналисты пусть постараются набрать высший балл. Такая система зачетов с тремя уровнями.



Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*