Источник: РИА Новости
В Высшей школе экономики 28-29 ноября пройдет всероссийский семинар "Лучшие практики реализации мероприятий "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки". Какие сложности возникают в регионах при реализации "дорожных карт", в интервью РИА Новости рассказал директор Центра региональной образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Вячеслав Башев.
— Вячеслав Владимирович, зачем нужны "дорожные карты" в образовании? Что содержится в этих документах?
— В начале 2012 года, во время президентской предвыборной кампании, Владимир Путин опубликовал серию статей, где обращал внимание на ряд важных задач в социальной сфере. В их числе охват детей дошкольным образованием, повышение престижа учительской профессии, создание в России университетов мирового уровня и многое другое. На основе этих статей были подготовлены указы № 597 и № 599, которые Владимир Путин подписал в мае 2012 года сразу после избрания на пост президента.
В декабре 2012 года в своем поручении президент акцентировал внимание правительства на необходимости исполнения этих указов и формирования планов работ. 30 декабря председателем правительства Дмитрием Медведевым была подписана федеральная "дорожная карта" — план по достижению показателей, заданных указами президента. А регионам было предписано разработать свои "дорожные карты" и начать их реализацию.
— Какие сложности возникают при реализации "дорожных карт"?
— Главная проблема заключается в ограниченности ресурсов. До апреля 2013 года я работал министром образования Красноярского края, и, разрабатывая региональную дорожную карту, мы с коллегами понимали, что средств, имеющихся в краевом бюджете, для достижения поставленных задач не хватает. В такой ситуации находятся очень многие регионы, и это ни для кого не тайна: в местных СМИ эта тема активно обсуждается. Регионы занимают деньги, кое-где дефицит бюджета уже достиг предельных значений.
Но все это вовсе не означает, что задачи, поставленные президентом страны, невыполнимы. Просто для их решения нужно прилагать определенные усилия.
— Что вы имеете в виду? Где регионы найдут деньги?
— Минобрнауки России постоянно проводит мониторинг исполнения дорожных карт: как достигаются поставленные задачи, удается ли достигать нужных показателей. В этой работе участвуют несколько организаций, в том числе Институт образования Высшей школы экономики. Нам поручено сконцентрироваться на анализе лучших практик реализации региональных дорожных карт.
В ситуации, когда ресурсы на достижение заявленных показателей ограничены, нужно искать нетрадиционные пути, смотреть, что делают соседи: кому и каким образом все же удается решать те или иные задачи. Этой теме и будет посвящен всероссийский семинар в нашем университете.
Например, взят курс на постоянное повышение доходов педагогических работников, и нужно обсуждать не только конечные цифры. Средняя зарплата растет, но как удается этого достичь? Ведь можно значительно увеличить зарплату 10% учителей, забыв про остальных, и показатели будут выполнены, но это уже не будет общественным благом. Хорошо, если система распределения фонда оплаты труда в школе понятна и прозрачна, а если нет? Бывает и так, что стоимость часа работы учителя не меняется, но средняя зарплата растет за счет повышения нагрузки. И мы хотели бы найти примеры, когда есть понятные критерии распределения стимулирующего фонда, когда зарплата реально повышается не только за счет оптимизации штатов, которая необходима далеко не всегда, но и благодаря другим механизмам, в основе которых лежит здравый смысл.
— Можете привести примеры нетрадиционных путей решения проблем?
— Когда ставится задача дать возможность всем детям от 3 до 7 лет получать дошкольное образование, первая мысль, которая приходит в голову, — построить побольше новых детских садов. Но для этого понадобятся огромные средства. Одна из возможностей, которая сегодня используется не в полной мере, — и об этом говорил министр Дмитрий Ливанов на недавнем съезде работников дошкольного образования, — развитие негосударственного сектора. Так, в Самарской области в дошкольном образовании используются механизмы государственно-частного партнерства, в эту сферу привлекаются не только бюджетные средства, но и частный капитал, в результате нагрузка на муниципальные детские сады снижается. Аналогичные проекты с учетом самарского опыта уже реализуются в других регионах — например, в Московской области.
Есть интересные находки в дополнительном образовании — на семинаре будет представлен опыт Республики Северной Осетии — Алании и Челябинской области, в среднем профессиональном образовании — Свердловской и Тамбовской областей, и так далее.
— Как выявление лучших практик повлияет на дальнейшую реализацию дорожных карт?
— Чем больше информации о лучших практиках будут получать регионы, тем легче им будет выполнять указы президента. Мы в Высшей школе экономики анализируем дорожные карты в течение двух последних месяцев — выезжаем в регионы на семинары по выполнению дорожных карт и вместе с коллегами на местах определяем, что особенно интересно, что стоит обсудить. Эта работа будет продолжена. Сейчас наша задача — открыть дискуссию, как в условиях ограниченности ресурсов регионы решают поставленные задачи.
Источник: РИА Новости
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.