Подведены итоги работы над концепцией преподавания отечественной истории

31.10.2013 153

На расширенном заседании Совета Российского исторического общества, состоявшемся в Российской академии наук под председательством Сергея Нарышкина, подведены итоги работы над концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

 

Концепция содержит 9 разделов, посвященных основным этапам отечественной истории, определяет задачи и принципы преподавания. В документе приведен также перечень из 20 «трудных» вопросов истории России.

 

Открывая заседание, президент РАН Владимир Фортов подчеркнул значимость работы РИО по выработке единых подходов к преподаванию истории.

 

Председатель Госдумы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин напомнил, что в рабочую группу по подготовке концепции вошли ученые, эксперты, преподаватели школ и вузов. Проект прошел широкое общественное обсуждение.

 

«Дискуссия показала: российское общество готово обсуждать самые сложные и противоречивые вопросы, - сказал он. - Удалось выйти на согласованные формулировки по множеству сложных тем отечественной истории. Концепция стала продуктом общественного согласия».

 

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, напомнив основные этапы общественного обсуждения концепции, подчеркнул, что оно было максимально открытым. За четыре месяца в адрес авторов проекта поступило более тысячи отзывов и предложений. «Знаменательно, что мы утверждаем документ в канун Дня народного единства», - отметил он.

 

Министр культуры Владимир Мединский с удовлетворением констатировал, что в концепцию единого учебника истории включен историко-культурный стандарт. Важнейшей задачей массового исторического образования министр назвал формирование патриотизма и гражданственности. По его мнению, в изложении событий должен превалировать «пафос созидания».

 

По словам директора Института всеобщей истории, руководителя рабочей группы Александра Чубарьяна, разработчики концепции исходили из того, что история не бывает черно-белой, а состоит из разных тонов, полутонов и оттенков. Необходимо представить весь спектр исторических событий, включающий не только победы и достижения, но и трагические страницы.

 

А.Чубарьян сообщил, что серьезную дискуссию вызвала история XX века. Компромиссом стало предложение назвать период 1917-1921 годов «Великой российской революцией 1917 года». Характеризуя 30-е годы прошлого века, эксперты ушли от понятия «сталинский социализм», назвав события указанного периода «советским вариантом модернизации».

 

Но самую большую сложность вызвало последнее двадцатилетие. «В обществе до сих пор нет согласия в оценке этого периода. Мы указали все события, которые были. Написали и про «шоковую терапию», и про методы приватизации, и про то, к чему это привело», - сказал академик.

 

Теперь, по словам А.Чубарьяна, необходимо «заняться всеобщей историей», чтобы синхронизировать российские события с процессами, которые происходили в других странах.

 

Другой важной проблемой для историков остается присоединение национальных территорий, их вхождение в состав Российской империи и Советского Союза.

 

Заместитель Председателя Госдумы, президент Российского общества «Знание» Людмила Швецова считает, что учебник истории должен стать для учащихся своего рода навигатором, нацеливающим на дальнейшее саморазвитие, а результатом преподавания истории должна стать любовь к России. «Это будет любовь, основанная на знании наших побед, достижений и жертв», - сказала она.

 

Председатель московской межрегиональной ассоциации учителей истории, учитель школы №1741 Павел Панкин указал на необходимость подготовить учителей и родителей к восприятию новой концепции.

 

Завершая обсуждение, С.Нарышкин отметил: «В любом демократическом обществе всегда есть дискуссия вокруг различных процессов, событий, явлений. Никогда представления людей об истории не будут монолитными». И подготовленная концепция не ставит точку в этой дискуссии. Коснувшись темы предстоящего конкурса на подготовку линейки учебников и методических материалов, С.Нарышкин подчеркнул, что конкурс должен быть таким же открытым и прозрачным, как состоявшееся обсуждение концепции.



Источник: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*