Источник: РИА Новости
С 29 по 31 октября в Высшей школе экономики пройдет межрегиональная конференция, посвященная модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования. Это новая форма аккредитации предусмотрена новым законом "Об образовании в РФ". Зачем она нужна и как будет влиять на качество образования, в интервью РИА Новости рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
- Сергей Юрьевич, что такое профессионально-общественная аккредитация?
— Любая аккредитация в образовании — это оценка качества программ. Помимо уже привычной, хотя и постоянно модернизирующейся государственной аккредитации, новым законом "Об образовании в РФ" введены понятия профессионально-общественной и общественной аккредитации. Первая оценивает, соответствуют ли программы потребностям рынка труда. Для образовательного сообщества, работодателей, органов власти это еще одно из оснований для выводов, какие образовательные программы успешны.
- Что необходимо оценивать в ходе профессионально-общественной аккредитации?
— Во-первых, как компоненты программы — ее содержание, дизайн, технологии — влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций. Во-вторых, это оценка выпускников. Процедуры, связанные с оценкой качества выпускников, в нашей стране остаются проблемной зоной — нужно создавать институт мониторинга выпускников вузов на рынке труда, и это общенациональная задача. Поэтому пока мы ограничиваемся оценкой программ.
С августа 2013 года Высшая школа экономики по заказу Минобрнауки России реализует проект по отработке модели профессионально-общественной аккредитации программ в области экономики и менеджмента. Мы апробируем процедуру оценки, показатели, требования. Для проведения аккредитации сформирован пул экспертов.
- Кто эти эксперты? Есть ли среди них представители бизнеса?
— Работу вузов действительно должны оценивать работодатели. Но вряд ли бизнес-структуры захотят содержать экспертов по оценке образовательных программ. Поэтому около 40 экспертов, участвующих в нашем проекте, — это в основном преподаватели вузов, которые имеют опыт работы в бизнесе, хорошо понимают не только специфику работы университетов, но и особенности профессиональных рынков труда, имеют соответствующие компетенции. Среди них, например, Федор Прокопов — в прошлом первый замминистра труда и вице-президент РСПП, а ныне — декан факультета государственного и муниципального управления ВШЭ.
Как было отмечено представителем Ассоциации менеджеров России, бакалаврские программы не интересуют работодателей. Бакалавриат — образование широкого профиля, а работодатели представляют узкие сегменты рынков труда. А вот к оценке магистерских программ они проявляют интерес. Хотя, к сожалению, пока не сформирована широкая линейка профессиональных стандартов, которые должны служить основанием для оценки результатов образования.
- Какие вузы сейчас проходят профессионально-общественную аккредитацию?
— В первичной апробации модели профессионально-общественной аккредитации участвуют 34 программы по экономике и менеджменту из 16 вузов, расположенных в 6 федеральных округах. В их числе Финансовый университет, Плехановский университет, ЛЭТИ, Томский политех и другие.
Вузы отобраны на добровольной основе, эксперты работают с их документами, при необходимости задают вопросы представителям программ.
- Будут ли результаты использоваться при государственной аккредитации вузов, при проведении мониторинга вузов Минобрнауки?
— К государственной аккредитации, которую проводит Рособрнадзор, профессионально-общественная аккредитация не имеет отношения. Возможны разные шкалы оценки, но уверен: результаты профессионально-общественной аккредитации будут одним из элементов, учитывающихся при дальнейшей оценке программ, а также при распределении ресурсов в сфере образования, оценке эффективности вузов в рамках мониторинга и прочих аспектах.
Программы, получившие положительную оценку, будут рекомендованы к профессионально-общественной аккредитации. Ее могут дать только объединения работодателей либо уполномоченные ими организации. В данном случае такой организацией является Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ).
Надеюсь, что модель профессионально-общественной аккредитации, которую мы разработали для программ по экономике и менеджменту, будет использоваться не только вузами, входящими в АВВЭМ, но и в других образовательных областях.
- Как быть, если программа не пошла аккредитацию?
— Это тревожный сигнал о ее состоянии, но — не надо забывать, что у нас есть задача не просто бинарной оценки, но и содержательных рекомендаций: что нужно изменить, чтобы программа стала лучше.
- Что профессионально-общественная аккредитация дает студентам и абитуриентам?
— Результаты аккредитации важны не только для работодателей или самих вузов, но и для домохозяйств. Информация, что ты окончил программу или поступаешь на программу, высоко оцененную в ходе аккредитации и пользующуюся профессиональным признанием, — важный сигнал, свидетельствующий о востребованности выпускников на рынке труда.
Источник: РИА Новости
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.