Источник: Российская газета
Текст: Ирина Ивойлова
Женя Ширкина родилась без обеих рук. Из роддома девочку забирали бабушка и дед - родители хотели отказаться от ребенка. Женя выросла, научилась не только обслуживать себя с помощью ног, но и рисовать. Недавно Женя стала студенткой института иностранных языков.
Сироту-инвалида Мишу привез из читинского детдома в Москву один крупный медицинский чиновник. Приехал в командировку, увидел мальчишку с букетом тяжелых заболеваний и привез в столицу. В Москве Мишу прооперировали, определили в интернат, в этом году он стал студентом техникума.
И Женя, и Миша учились в школах надомного обучения. Таких в Москве 14. В свое время они открылись в порядке эксперимента для детей, у которых был сохранен интеллект, но со здоровьем были проблемы.
Если ребенок может хоть как-то передвигаться, готов работать в небольшом коллективе, ему предлагают занятия в классе на восемь человек. Можно учиться в группах вдвоем или вчервером. Эти занятия похожи на те, что идут в обычных школах.
К самым тяжелым, лежачим детям учителя приходят домой. Учебная неделя для них длится обычно от восьми часов до двенадцати. Впрочем, новый Закон "Об образовании в РФ" сейчас разрешает давать надомникам столько же уроков, сколько в обычных школах. Минобрнауки даже выпустило специальный приказ, отменяющий прежние ограничения по часам.
В начальной школе даже для самых ослабленных детей обязательны математика, русский язык, чтение, окружающий мир. А вот рисование, например, можно заменить лепкой. Для каждого ученика составляется индивидуальное расписание.
После девятого класса вместо ГИА пишут обычные экзамены. Если ученик не может двигаться, комиссия приезжает к нему домой. В 11-м классе ученики выбирают что сдавать: обычные экзамены или ЕГЭ?
Антон М., ученик московской надомной школы, сумел в этом году сдать ЕГЭ - это было его самой заветной мечтой. В пункт приема экзамена Антона возили учителя школы. Экзамен отнял столько сил, что никуда поступать он уже не смог, решил, что год будет просто отдыхать.
- Всего у нас 147 учеников. Есть школы, где 120-130 детей, - рассказала "РГ" директор одной из школ надомного обучения. - Пока неясно, что дальше будет с такими школами, как наша. Из-за подушевого финансирования школы оказались в трудной ситуации: слишком много там педагогов и мало учеников.
- В этом году мне пришлось сократить почти 30 процентов сотрудников, - признается директор другой школы надомного обучения. - И все-равно зарплата наших учителей ниже, чем в обычной школе. Нас всеми силами подталкивают к объединению в комплексы, но некоторые "особые" дети не в состоянии учиться в больших коллективах.
Есть и другие причины: не все здоровые ученики и их родители хотят видеть рядом с собой ребенка без рук или без ног. Перейти на дистанционное обучение - тоже не лучший выход. Иногда общение с учителем важнее, чем таблетка или укол.
Отдайте дочку в интернат!
К сожалению, детей, которые не могут учиться в массовой школе, с каждым годом в России все больше. При этом число надомников с каждым годом снижается.
- Часто родителям предлагают не надомное обучение, а интернат. Или говорят: попробуйте поучиться в обычной школе, - рассказала "РГ" Наталья Андреева, член Ассоциации родителей детей-надомников. - Двум знакомым мамам "специалисты" предложили сдать дочек с ДЦП в интернат. А они пошли в надомную школу. Теперь девочек не узнать: хорошо учатся, стала лучше речь.
Проблемным ученикам в обычных школах рады: за инвалидов бюджет доплачивает приличные суммы. Но инвалидность оформляют только 30 процентов родителей. Остальные либо сознательно не идут за справками, опасаясь психиатрических диагнозов, либо получают запись - ОВЗ, что означает "ограниченные возможности здоровья". А за это доплат не положено.
Наталья Андреева тоже не стала оформлять инвалидность своей дочке, но потом очень быстро оттуда перевела в надомную.
- Теперь дочка считает, что учеба в надомной школе была самым лучшим временем. Подлечившись, через два года мы поступили в школу для одаренных, - рассказывает Наталья Андреева.
По мнению Натальи, надомная школа - не гетто для калек, а первый шаг к социализации.
- Родителям не стоит обольщаться. Никто нянчиться с больным ребенком в обычной школе не станет, - уверена Наталья Андреева.
Сейчас Ассоциация родителей детей-надомников готовит обращение к властям с просьбой придать школам надомного обучения особый статус и найти способы увеличить финансирование. В новом Законе "Об образовании в РФ" об учениках с ограниченными возможностями здоровья сказано так: они "нуждаются в создании специальных условий". Значит, на создание условий должны быть выделены деньги. Причем и для надомных школ, и для обычных. А как только массовые школы смогут эти условия обеспечивать, можно спокойно переводить в массовые школы всех аутистов, ампутантов и "хрустальных" детей, у которых от малейшего прикосновения появляются травмы.
Комментарии
Екатерина, мама первоклассницы, Санкт-Петербург:
- Нужны разные школы, нельзя всех детей запихивать в общеобразовательную школу. У меня дочки-двойняшки, одной с рождения поставили диагноз ДЦП. Учиться в школе дочки хотели только вместе, так что пошли в обычную. Тьютора у нас нет. На уроки, в столовую, в туалет дочку я вожу сама - пришлось уйти с работы.
Вероника Рамазанова, директор 379-й школы надомного обучения, Москва:
- Наша школа присоединяется к обычной школе, в которой семь лет занимаем первый этаж. Дети привыкли друг к другу. У нас двое учеников передвигаются только на инвалидных колясках, пятеро - на ходунках, костылях, с палочками. Негативного отношения к больным детям нет. Хотя сложности возникают. Как, например, ребенку без рук ходить в общую столовую?
Александр Ездов, директор центра образования "Технологии обучения":
- Нагрузка на ученика в надомной школе теперь ограничена лишь СанПиНами. Школа сама решает, как она будет выполнять стандарт и сколько уроков должно быть у ученика, чтобы он научился читать, писать, считать, работать на компьютере . Для детей это благо, а для школы - дополнительная нагрузка, ведь денег на ученика она получает столько же, сколько и раньше. Маленьким школам сейчас трудно выжить. Присоединение к обычной школе чаще всего приводит к тому, что особенными детьми там занимаются мало. Мало посадить "особенного" ребенка в класс, надо уметь работать с ним. Если в классе, допустим, есть слабослышащий ученик, учитель должен все время помнить, что нельзя поворачиваться к нему спиной и при этом говорить. Один из вариантов - объединение всехнадомных школ в единый комплекс. Но не все педагоги и родители поддерживают это предложение.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.