В Баку завершилась научно-практическая конференция «Социолингвистические, лингвистические и лингвокультурологические проблемы обучения русскому языку как неродному»

02.10.2013 520

В Баку завершилась научно-практическая конференция  «Социолингвистические, лингвистические и лингвокультурологические  проблемы обучения русскому языку как неродному», в которой приняли участие молодые ученые-русисты Азербайджана, России, Грузии. Мероприятие состоялось в рамках Международного форума, который проводят Россотрудничество и Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

 

В Азербайджане русский язык занимает прочные позиции: в 335 школах и 27 университетах преподавание ведется на языке Пушкина и Толстого, число учащихся там превышает 100 тысяч человек. Потому конференция в Баку привлекла большое внимание специалистов. На пленарном заседании прозвучали доклады преподавателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого докторов филологических наук Р.В. Лопухиной, Д.А. Романова, Г.В. Токарева, а также представителей Азербайджана доктора филологических наук, профессора Ф.С. Наджиевой, доцента Л.З. Герайзаде, заслуженного учителя Ф.Э. Алекперовой. Темы выступлений были актуальны и тесно связаны с повседневной практикой работы учебных заведений. В частности, профессор Д.А. Романов в своем докладе сделал обзор современных подходов к изучению второго языка и так называемому «учебному билингвизму».

 

– Самая главная задача любой дидактической системы,– отметил Дмитрий Анатольевич,– научить детей учиться, в том числе учиться языку. В последние годы на этот аспект в школе и вузе обращается особое внимание, что в частности нашло отражение в формулировании целей и определении содержания обучения второму языку. Однако, как справедливо отмечается многими учителями-практиками, только считается, что в школе дети приобретают навык учения (в том числе и лингвистического): к сожалению, чаще там учатся тому, как справляться с требованиями школы, вырабатывают стратегии, отвечающие требованиям учителя или дидактической ситуации, что бесполезно для дальнейшей жизни. Необходимо особо подчеркнуть: чтобы овладеть навыками эффективной лингвистической подготовки, нужны особые мыслительные навыки.

 

Работа в секциях «Новые аспекты преподавания морфологии и синтаксиса в национальной школе» и «Проблемы коммуникативной методики преподавания русского языка в вузе и в школе» позволила специалистам обменяться опытом, познакомиться с разными подходами к обучению русскому языку как неродному. Кроме того, в рамках форума организована выставка современной учебно-методической, справочной, научно-популярной литературы российских издательств, которая дала возможность филологам Азербайджана и Грузии увидеть, над чем работают их коллеги в России.

 

Форум в Баку проводится в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык на 2011-2015 годы». Он стал уже третьим подобным мероприятием: за два минувших года молодые русисты стран СНГ и Балтии собирались в Минске и Бишкеке.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*