Источник: РИА Новости
С 26 по 28 сентября в Москве пройдет четвертая международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования "Университетские традиции: ресурс или бремя?". Как создаются традиции университетов в России и за рубежом, в интервью РИА Новости рассказала заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени Полетаева НИУ ВШЭ Елена Вишленкова.
— Елена Анатольевна, как возникла идея посвятить теме университетских традиций международную конференцию?
— Сейчас во всей Европе меняются прежние иерархии вузов. После распада СССР в нашей стране появилось понятие "классический университет" — выделились университеты, которые и раньше имели такой статус, а не были переименованы из институтов. Теперь есть два "главных" типа университетов — национальные исследовательские и федеральные.
От места в иерархии того или иного вуза зависит и его финансирование. В борьбе за статус аргументом становятся генеалогия и «богатые культурные традиции». Это не является особенностью России. В Германии, например, всё еще сложнее. Место в государственной иерархии там определяет научная активность сотрудников, успешность выпускников на рынке труда и привлекательность для абитуриентов. Немецкие университеты сознательно конструируют свои традиции для привлечения абитуриентов.
Нам, историкам, интересно изучать, как создаются традиции, почему некоторые из них живут долго, а другие — забываются. В этом и заключается одна из идей предстоящей конференции.
— Приведете примеры, когда университетская традиция конструируется в наши дни?
— Если посмотреть сайты российских университетов, основанных в XIX веке, там обязательно будет рассказано о традициях, уходящих во времена Российской империи. Речь идет о традициях свободомыслия и культурного просвещения, корпоративном духе и научных исследований.
Но императорские университеты обладали автономией скорее от местного сообщества, чем от государства. Когда были основаны Московский, Петербургский, Харьковский и Казанский университеты, считалось, что государство — главный просветитель, а школы — его миссионеры во мгле невежества.
Историческая проблема — не только суть традиции, но ее длительность. История МГУ часто предстает как поступательная и неразрывная. Но современники XIX века делили прошлое своего университета на два периода и говорили о двух университетах: допожарном и послепожарном (имелся в виду пожар 1812 года). Считалось, что у них были разные традиции.
Во всех российских университетах традиции оборвались или изменились после революции 1917 года. Во многих школах старые, "буржуазные" кадры были уволены, пришли иные абитуриенты, а к концу 1920-х годов часть университетов была закрыта или осталась при одном факультете. Возрождение в каком-то виде университетского образования началось с конца 1930-х годов. Так что вопрос о единстве университетской традиции открыт.
— Есть мнение, что для России университет — это, прежде всего, образовательный центр, наука должна быть в Академии наук. Так ли это?
— Концепция университета как научно-образовательного центра оформилась в Германии на рубеже XVIII-XIX веков. Сейчас она ассоциируется с трудами реформатора немецких университетов Вильгельма фон Гумбольдта. Российские интеллектуалы часто ссылались на авторитет своих западных коллег, утверждая ценности науки и исследовательского труда. В научной политике российского правительства противопоставление ролей академии и университетов было разве что в XVIII веке. Позже власти настаивали на взаимодействии Академии наук и университетов, поддерживали участие профессоров в академических проектах, поощряли экспертные функции академиков по отношению к университетскому образованию.
Но ценность исследовательского опыта в наших университетах утвердилась далеко не сразу. До середины 1830-х годов профессор был лектором и только. Побуждать преподавателей заниматься наукой стал министр народного просвещения Сергей Уваров. Научные достижения и публикации были для него способом очистить университеты от старых, некогда приглашенных в Россию, мало соответствующих современному уровню развития образования и науки профессоров. Вместо них он назначал на кафедры молодых, прошедших через западные стажировки магистров и докторов, но требовал от них прославления России научными открытиями и публикациями. Ему удалось добиться признания за университетами научного статуса и основать новую традицию. Только поддерживал он ее административно-полицейскими мерами — забирал способных людей из провинциальных университетов, требовал выдавать результаты каждый год. Наука такого не терпит. Его преемники констатировали научную стагнацию в российских университетах. На восстановление ушли годы.
— Если университет не имеет вековой истории, значит, традиций у него нет?
— НИУ ВШЭ существует чуть больше двадцати лет. Недавно вышел сборник воспоминаний наших доцентов об их учителях, скоро выйдет такой же том с рассказами профессоров. Думаю, это осознанное сотворение традиции, попытка показать, что университет вырос не на пустом месте, а вобрал в себя универсальную университетскую традицию морально-этической связи "учитель-ученик".
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости
Источник: РИА Новости
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.