Источник: Российская газета
Текст: Валентина Матвиенко
День знаний, который мы традиционно отмечаем 1 сентября, является по-настоящему всенародным праздником.
Это естественно, ведь в России образование, школа были и остаются одной из самых значимых, подлинно общенациональных ценностей. Поэтому в российском обществе придают особое внимание развитию системы образования, ее качественному обновлению, устранению остающихся в этой области проблем. Чтобы объективно, верно оценивать реальное положение дел в этой сфере, необходимо принять во внимание результаты развернувшейся с начала "нулевых" годов работы государства, общества по восстановлению и укреплению общего образования.
В ходе реализации общероссийских проектов "Образование", "Наша новая школа", Национальной стратегии действий в интересах детей, ряда других программ коренным образом изменились система финансирования школ, расширилась их самостоятельность, обеспечен ежегодный рост зарплаты учителей.
Идет переход на новые образовательные стандарты, учебные программы. У ученика появился выбор, какие профильные предметы ему углубленно изучать. Создается среда, способствующая обучению в обычных школах детей с ограниченными возможностями здоровья.
Государственным приоритетом стало финансирование образования. Доля расходов на эти цели возросла за 10 лет в 1,5 раза, составив 5,4 процента ВВП, а в натуральном выражении в десятки раз. Преподавание предметов, входящих в школьную программу, полностью финансируется государством. Введено бесплатное обеспечение учебниками.
По сути, в стране сформирована новая система школьного образования, отражающая современные российские реалии, нацеленная в будущее. На переднем плане задачи ее совершенствования. Что здесь представляется особенно важным?
Безусловно, должно сохраняться приоритетное финансирование школьного образования. Ведь экономия на школе обрекает общество на интеллектуальную деградацию, страну - на отставание. Совет Федерации уделял и будет уделять первостепенное внимание сохранению финансирования образования на уровне, который требуется для обеспечения устойчивого развития страны, повышения ее конкурентоспособности в мире.
С 1 сентября вступает в силу Федеральный закон "Об образовании в РФ", определяющий основные направления государственной политики в этой сфере. Вся полнота ответственности за практическую реализацию закона ложится на региональные и муниципальные органы власти. Их роль здесь главная.
Вместе с тем в хорошей школе, в качественном общем образовании заинтересована каждая российская семья. Важно, чтобы общественные организации, все неравнодушные граждане активно включались в практическую работу по обновлению, совершенствованию отечественной школы. Гражданское общество является важным ресурсом развития системы образования. В нашей стране вырабатываются эффективные механизмы взаимодействия власти и общества в этой сфере.
В указе президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года поставлена задача увеличения среднего размера зарплаты учителей до средней заработной платы в регионе. По итогам первого полугодия 2013 года в целом по стране средняя зарплата школьных педагогов сравнялась со средней зарплатой по России. Однако в ряде субъектов она все еще ниже средней по региону. Нет сомнений, что до конца года соответствующее положение указа главы государства будет выполнено. Мы, в Совете Федерации, держим этот вопрос в поле зрения.
В то же время важна уверенность школьных работников в том, что повышение их зарплаты - не разовая акция. Хочу напомнить региональным, муниципальным властям, что они обязаны уже сейчас принимать меры, направленные на обеспечение и в дальнейшем должного уровня доходов таких работников.
Возвращается школьная форма. Я с самого начала поддержала эту норму, так как считаю, что ее введение позволяет решить ряд проблем, возникающих на социальной, этнокультурной, конфессиональной почве.
Введение формы и ее вид - вопрос, который решает родительское и педагогическое сообщество каждой конкретной школы. Они обязаны позаботиться о том, чтобы форма была красивой и удобной. Обязанность региональных и муниципальных властей - принять меры, чтобы форма была доступна всем семьям, независимо от достатка.
Раздаются призывы к законодательному введению дресс-кода, обязательного для школьных педагогов. Не думаю, что это нужно. Как одеваться учителю - вопрос морального, а не правового регулирования. Арбитрами здесь должны выступать индивидуальный вкус учителя, профессиональная этика, общественное мнение, а не нормы закона.
Налицо общественный запрос на восстановление в полном объеме воспитательной функции школы. Первостепенную роль в воспитании учеников играют такие предметы, как русский язык, литература и, особенно, история. Работа над историко-культурным образовательным стандартом, едиными учебниками по истории России для средней школы идет. Желательно, чтобы она не затягивалась. Вместе с тем, на мой взгляд, приоритетом должно быть качество документов. Если они окажутся сырыми, политизированными в ущерб исторической правде и научности, то принесут вред, дискредитируют саму идею создания учебников, консолидирующих нацию, воспитывающих патриотов. Вот почему важно, чтобы эта работа шла с общественным участием.
Считаю правильным и своевременным введение профессиональных стандартов учителей. Без этого качество образования не повысить. И на федеральном, и на региональном уровне необходимо создать условия для того, чтобы все учителя имели возможность пройти необходимую переподготовку.
В то же время я согласна со специалистами, педагогической общественностью, что намечаемые стандарты ориентированы не на реального "среднестатистического" российского учителя, а на идеализированный его образ. Смогут ли федеральные и региональные органы обеспечить в масштабах всей страны переподготовку педагогических кадров в соответствии с намечаемыми стандартами? Не факт.
Полагаю, чтобы введение профессиональных стандартов педагогов прошло без потрясений для учительского корпуса, российской системы общего образования, оно должно проходить постепенно, поэтапно.
Качественное образование - один из ключевых вопросов для страны. Потому что только оно открывает реальную возможность сократить наше отставание в области технологий, структуры экономики от передовых государств, занять достойное место в мировом сообществе XXI века.
Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу deti@rg.ru
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.