Источник: Российская газета
Текст: Ирина Ивойлова
Концепция нового учебника истории готова и в ближайшие дни будет представлена на всеобщее обсуждение. По словам директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, концепция построена по хронологическому принципу. К ней прилагается "список трудных вопросов", который был составлен по просьбе Ассоциации учителей истории и обществознания.
- Для меня трудными являются три вопроса: как раскрывать тему советского общества, как рассказывать о российском многонациональном государстве и как освещать последние 20 лет, - пояснил Александр Чубарьян.
Не ясно, каким временем должен заканчиваться учебник. Есть предложение завершить его 2000 годом. Но не все с этим согласны. Если учитывать, что новые книги могут появиться уже через год-полтора, получается, что 14-15 лет российской истории будут вычеркнуты из школьных учебников? Меж тем, как учителя говорят, что события последних лет очень волнуют старшеклассников. Особенно они интересуются 90-ми годами. А учителя разводят руками - в открытом доступе пока слишком мало документов. Так что последнее десятилетие прошлого века должно быть описано в учебнике максимально подробно и точно.
- Мы готовим учебники для тех, кто родился в 90-е годы, а это еще и поколение информационной революции, - замечает ректор РГГУ Ефим Пивовар. - Поэтому нужны электронные книги, оцифрованные архивные и музейные материалы.
К августу выйдут брошюры для учителей, где будут даны разные точки зрения на исторические события и новые архивные данные. Так что педагоги, опираясь на единый учебник, смогут сами выбрать, чем им дополнить уроки истории. Между тем, у ученых есть серьезные претензии к школьному курсу обществознания и Александр Чубарьян считает, что программы и учебники по этому важному предмету надо переписать. Эта задачка потруднее, чем новый учебник истории. Во всяком случае, при введении курса "Основ религиозной культуры и светской этики" тяжелее всего дался авторам учебник светской этики.
Кстати
Некоторые трудные вопросы для школьной программы
- существование древнерусской народности
- исторический выбор Александра Невского
- причины возвышения Москвы, политика первых московских князей
- роль Ивана Грозного в российской истории
- присоединение Украины к России
- характер национальной политики самодержавия и ее оценка
- однопартийная диктатура и единовластие И.В. Сталина
- советская национальная политика
Мнения
Наталья Колобаева, руководитель регионального отделения Ассоциации учителей истории, заместитель директора гимназии N 9 им. Циолковского, Калуга:
- Новые учебники истории должны опираться не на концентрическую систему преподавания, когда весь основной материал школьники проходят к 9-му классу, а на линейную, когда материал постепенно усложняется к 11-му классу. Сегодня ученики 5-7-го классов вынуждены осваивать на обществознании сложный экономический и политический материал, хотя совершенно не готовы к этому. Наши учебники истории перегружены фактами, которые к тому же сопровождаются критическими оценками. Для того чтобы воспринимать критику, надо иметь базовые теоретические знания, а они накапливаются только к старшей школе. Думаю, в учебниках для начальной школы критических оценок вообще быть не должно.
Согласна с Александром Чубарьяном, что самые трудные вопросы из школьной истории это советское общество, многонациональное государство и последние два десятилетия. По собственному опыту знаю, что труднее всего давать материал по 90-м годам прошлого века. Это как раз то время, когда родилось большинство нынешних старшеклассников. И ограничивать учебники 2000 годом не стоит, надо давать и нынешнее время - и Путина, и Медведева. Конечно, по этому периоду пока мало материалов, и дать оценку таким ближайшим событиям трудно, но это не значит, что о них не надо говорить.
Галина Тышлек, председатель Архангельского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, учитель школы N 10, Архангельск:
- Хотелось бы получить взвешенные книги с верно расставленными акцентами. Особенно это касается периода советской истории. Не стоит смаковать сложности этого времени. Надеюсь, что в новых учебниках не будет ошибок. Особенно много их в книгах программы "Школа 2100". От орфографических - "мамонты вымЕрали" до фактических, когда неверно указаны даты, связанные с историей Государственной Думы. Я - за возврат к линейной системе преподавания, а то получается, что мы два раза скачем галопом по Европам, сначала в средних классах, а потом в старших. Одним ученикам кажется, что они что-то где-то слышали, другие уверены, что уже все знают. И каким бы хорошим ни был учебник, если на Великую Отечественную войну предусмотрено всего 6 часов, что я успею рассказать? Как выбрать, что важнее - Сталинградская битва или Курская дуга? Между прочим, раньше при линейной системе Великую Отечественную войну школьники изучали целую четверть.
Думаю, новые учебники истории надо закончить 2000 годом и оставить прежним соотношение материала по Всеобщей и Российской истории. Сейчас на всеобщую приходится примерно 30 процентов материала, на российскую - чуть больше 60.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.