Каспржак: работу управленцев опасно оценивать по итогам ЕГЭ

25.06.2013 910

Источник: РИА Новости



За последние три года в Высшей школе экономики открылось шесть магистерских программ по подготовке и переподготовке учителей и управленцев системы образования. Чем обусловлен спрос на выпускников таких программ и какие проблемы, стоящие перед образованием в РФ, им предстоит решать, в интервью РИА Новости рассказал директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак.

 

— Анатолий Георгиевич, связано ли открытие магистерских программ Института образования с новыми документами, регулирующими работу системы образования? Прежде всего, с новыми стандартами?

 

— Я бы не стал связывать появление или изменение содержания наших магистерских программ с введением новых стандартов. У нас амбиции выше, чем реакция на те или иные документы, даже такие, как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

 

Задача менеджерских программ "Управление образованием" и "Управление в высшем образовании" – чтобы администраторы сформировали свою позицию в отношении процессов, происходящих в системе образования страны и мира. Если это случится, есть шанс, что управлять вверенной им организацией они будут не интуитивно, а с учетом тенденций развития образования и происходящих в обществе изменений.

 

Учительских программ у нас три: "Информационные ресурсы исторической науки", "Политические вызовы современности" и "Филологическая герменевтика школьной словесности". Их главные задачи схожие. Нужно создать условия для изменения позиции учителя. Учитель привык, что программа и учебник ему даны извне. Он должен обеспечить достижение учениками обозначенных там результатов – сельская это школа или городская, физико-математический класс или исторический, в классе преимущественно мальчики – или девочки. Мы пытаемся создать условия для формирования информированного, современно мыслящего учителя.

 

Стандарты дают учителям больше свободы, а значит, и ответственности. Когда в сентябре этого года в практику войдет новый закон "Об образовании в РФ", стандарт станет документом прямого действия. На его основе школа разработает свою образовательную программу. Раньше примерная программа была "в теле стандарта", сейчас она стала действительно примером, который можно учесть или нет. Получается, демонстрация магистрантам свобод, которые они могут взять, ответственности, которая у них появится, – тоже задача наших программ.

 

— Как учителю выстраивать учебный процесс, когда в стандартах нет требований к содержанию образования? Как детям готовиться к ЕГЭ, если непонятно, чем руководствуются разработчики КИМов?

 

— Когда я начинал учительствовать, были методические рекомендации, определявшие, что нужно делать на уроке, учебник, по которому все проходили одно и то же. Сегодня учитель готовит детей к ЕГЭ по своему разумению. Способов подготовки, как известно, два – натаскать, решить как можно больше вариантов или собственно учить предмету, выбирая ключевые задачи и решая их так, чтобы ученик понял логику данной науки. Это должно позволить ему решить на ЕГЭ самостоятельно любую задачу.

 

Результаты труда учителя, прямо связанные с баллами, полученными в ходе ЕГЭ его учениками, – нонсенс. Какой учитель лучше? Который учит сельских детей, и они сдают ЕГЭ на 72 балла, или тот, что учит детей кандидатов и докторов наук в лицее в Москве на Бульварном кольце, и их средний балл – 82? Я не отвечу на этот вопрос, пока нет договоренности о критериях оценки и ее инструментах, понятных всем участникам образовательного процесса. Специалистов по измерениям в образовании в нашей стране очень мало. Впрочем, и их мы готовим на еще одной магистерской программе – "Измерения в психологии и образовании". В перспективе они смогут разработать инструменты и процедуры, позволяющие проводить такие сравнения.

 

Нынешний год продемонстрировал, насколько опасна ситуация, когда итоги ЕГЭ — показатель эффективности работы учителей, школ, образовательных систем. Думаю, всем понятно: на экзаменах фотографируют контрольные измерительные материалы (КИМ) не школьники. За появившимися в интернете накануне экзаменов верными вариантами решений стоят люди, чья профессиональная деятельность оценивается по итогам ЕГЭ.

 

— В какой мере на решение названных проблем – управления, качества образования, его оценки – могут влиять выпускники таких программ в долгосрочной перспективе?

 

— В России несколько десятков тысяч директоров школ. Не все достаточно компетентны для квалифицированного выполнения своей работы. Эта известная проблема, ее нужно решать. Усилий НИУ ВШЭ, еще нескольких работающих сегодня центров подготовки управленцев, недостаточно. Нужно создавать новую систему подготовки управленцев в социальной сфере, в том числе – образовании. Делать это надо как во многих странах мира – на базе ведущих университетов, работающих в тесном контакте с практикующими управленцами, и ориентируясь на тех, кто, поработав в школе, решил стать управленцем.

 

 

Источник: РИА Новости

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*