В Минобрнауки России подвели итоги года

25.06.2013 443

Итоги учебного года подвели в Минобрнауки России на совещании с руководителями региональных органов управления образованием.

 

 Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов отметил, что сегодня в системе образования одновременно реализуются десятки новых масштабных проектов, конкурирующих между собой за внимание и ресурсы: «Такое напряжение нужно для того, чтобы сделать качественный рывок и решить задачи развития образования в комплексе».

 

   Министр напомнил, что комплексный подход был опробован в рамках проекта по модернизации региональных систем образования, благодаря которому удалось повысить среднюю зарплату учителей до средней по экономике региона и одновременно улучшить инфраструктуру школ. Принципиально важно решить вопрос с обеспечением дистанционным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, а также проблему организации безопасного подвоза к сельским школам и оснащения школ учебным оборудованием.

 

 «Сегодняшние задачи, выраженные в дорожных картах по выполнению указов президента, ещё более амбициозны и сложны», – сказал Дмитрий Ливанов. Министр поблагодарил регионы за оперативную разработку региональных дорожных карт. Благодаря этому, например, удалось согласовать с экономическим блоком правительства выделение из федерального бюджета 50 миллиардов рублей на обеспечение доступности дошкольного образования в регионах. Вместе с тем он обратил внимание, что дорожные карты ряда регионов не полностью подкреплены источниками финансирования: «Все ключевые задачи: повышение зарплат педагогическим работникам, расширение охвата дошкольным и дополнительным образованием – должны быть выполнены в полном объёме и в установленные сроки. Основная ответственность по обеспечению доступного качественного дошкольного, общего, дополнительного образования лежит на региональном и муниципальном уровне. Мы будем оказывать необходимую поддержку, но в дорожных картах не должно быть мероприятий, не подкреплённых источниками финансирования». «Исполнение указов президента требует, чтобы расходы на образование стали абсолютным приоритетом в региональных бюджетах», – подчеркнул Дмитрий Ливанов.

 

 Министр предостерёг регионы от ситуации «тришкиного кафтана», когда ресурсы в системе не растут, а перераспределяются: «Мы знаем, что в ряде регионов увеличение заработной платы педагогов сопровождается резким снижением всех прочих учебных расходов. Это недопустимо», – считает глава Минобрнауки. Точно так же  недопустимо искать дополнительные средства в карманах родителей, особенно в сфере дошкольного образования:  «Доступность означает не только создание в необходимом количестве новых мест, но и сохранение на прежнем уровне (или разумная индексация) родительской платы. Она не должна стать барьером для малообеспеченных семей».

 

 Другой риск при реализации региональных дорожных карт связан с усилением бюрократического контроля. Министр призвал снизить давление бюрократического пресса посредством повышения информационной прозрачности деятельности образовательных организаций: «Реальные действия по повышению качества образования делаются не в министерствах, а в школах. Учителям надо доверять. Излишний документооборот должен быть сокращён».

 

 Среди других актуальных вопросов для региональной политики обсуждалось введение с 1 сентября 2013 года школьной формы. В этом вопросе «очень важно участие детей, родителей, всех заинтересованных сторон в выработке конкретного стиля, обеспечивающего идентичность школы», отметил министр. Особое внимание он попросил обратить на поддержку малоимущих семей, с тем чтобы приобретение школьной формы не стало для них непосильной нагрузкой.

 

 Предстоит также совместная с регионами серьёзная работа над ошибками по результатам ЕГЭ 2013 года. Планируется серьёзное повышение безопасности проведения ЕГЭ, изменения в содержании конкретных экзаменов. «Главное, чтобы идеология прозрачности и честности победила. Нечестность наглядно видна из статистической обработки результатов. Проведение нечестного ЕГЭ – повод для вопроса о доверии региональному руководству», – сказал министр.

 

 Реализация федеральной образовательной политики невозможна по команде из Москвы, убеждён Дмитрий Ливанов: «Модернизация образования является общим делом федерации, регионов, муниципалитетов. Именно на уровне регионов принимаются ключевые действия. Наша задача – помочь вам решить национальные задачи с учётом особых обстоятельств ваших регионов. Для этого нужны сильные и активные лидеры региональных систем образования, настоящие партнёры».

 

 В августе Минобрнауки России запустит программу профессионального развития для региональных управленцев. Планируется, что в будущем критериями оценки их работы станут: честность ЕГЭ, динамика зарплаты педагогов, динамика очереди в детские сады, динамика учебных достижений по результатам национальных и международных исследований.



Источник: Общественный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*