Трудные вопросы

20.06.2013 705

Источник: Российская Газета

 

 

Текст: Ирина Ивойлова

 

Концепция нового учебника истории, которая опирается на хронологию, уже доступна для всеобщего обсуждения и вывешена в сети. Обсудить ее можно на порталах минобрнауки, Российского исторического общества, институтов РАН, Фонда современной истории, РГГУ и некоторых других площадках. Одновременно по рекомендации Ассоциации учителей истории составлен перечень трудных вопросов, который педагоги обсудят в августе.

 

- Для меня трудными являются три вопроса: что такое советское общество, как говорить о создании российского многонационального государства и как освещать события последних 20 лет, - рассказал директор Института Всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

 

По его словам, уже в ноябре объявят конкурс для потенциальных авторов учебников, и через год книги могут быть готовы. Ясно, что победителей будет два, три или, может, даже четыре.

 

К началу этого учебного года будут подготовлены брошюры для учителей истории, где ученые дадут разъяснения по спорным темам и приведут разные точки зрения на исторические факты.

 

На встречах со школьными учителями выяснилась еще одна важная вещь: почти все они выступают за возврат к прежней линейной системе преподавания. Это когда с каждым классом материал по предмету усложняется и самые трудные темы - а для истории, это, безусловно, последние десятилетия - давались в выпускных классах. Сейчас школы перешли на концентрическую модель, когда весь основной материал дети проходят до 9-го класса, а потом только закрепляют знания, готовятся к ЕГЭ.

 

- Большинство учителей истории - за линейную систему, но как это сделать, пока не понятно, - продолжает Александр Чубарьян. - Зато мы точно знаем, что в учебниках истории будет усилен региональный компонент. Но делать это надо так, чтобы информация не вступала в противоречия с учебником. А сейчас в некоторых региональных пособиях они есть.

 

Уже выбраны пять пилотных региональных проектов. Среди них - работы из Уфы, Белгорода, Новосибирска.

 

Ректор РГГУ Ефим Пивовар подчеркнул, что в школах появятся не только новые книги по истории, но и электронные учебники, подкрепленные архивными и музейными материалами.

 

- Так что речь идет, скорее, не об учебнике, а о новой системе преподавания истории в школе.

 

Пока, правда, неясно, каким временем заканчивать курс современной истории? Есть предложение ограничиться 2000 годом. Историки возражают.

 

- Я бы довел учебник до наших дней, - высказал свою точку зрения Александр Чубарьян.

 

- Между прочим, начало нашей беседы - уже история, - заметил ректор РГГУ Ефим Пивовар. Он, к слову, предлагает сделать обязательным ЕГЭ по истории. Чубарьян его поддерживает, но какая же история без обществознания? А вот тут опять сложности.

 

- Обществознание в школах преподают плохо, надо рассматривать вопрос об изменениях в преподавании школьного курса, - предлагает Александр Чубарьян.

 

Видимо, понадобятся и новые учебники. Но торопиться не стоит. Французы, например, после революции не могли написать учебник истории 100 лет! В Советском Союзе тоже с учебниками не спешили: после революции 17-го года их отменили и снова начали писать лишь в конце 30-х годов. Учебник истории, например, выбирали по конкурсу из 40 книг, и победила книга, основанная на преемственности великих личностей.



Источник: Российская Газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*