Источник: Российская Газета
Текст: Ирина Ивойлова
Концепция нового учебника истории, которая опирается на хронологию, уже доступна для всеобщего обсуждения и вывешена в сети. Обсудить ее можно на порталах минобрнауки, Российского исторического общества, институтов РАН, Фонда современной истории, РГГУ и некоторых других площадках. Одновременно по рекомендации Ассоциации учителей истории составлен перечень трудных вопросов, который педагоги обсудят в августе.
- Для меня трудными являются три вопроса: что такое советское общество, как говорить о создании российского многонационального государства и как освещать события последних 20 лет, - рассказал директор Института Всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
По его словам, уже в ноябре объявят конкурс для потенциальных авторов учебников, и через год книги могут быть готовы. Ясно, что победителей будет два, три или, может, даже четыре.
К началу этого учебного года будут подготовлены брошюры для учителей истории, где ученые дадут разъяснения по спорным темам и приведут разные точки зрения на исторические факты.
На встречах со школьными учителями выяснилась еще одна важная вещь: почти все они выступают за возврат к прежней линейной системе преподавания. Это когда с каждым классом материал по предмету усложняется и самые трудные темы - а для истории, это, безусловно, последние десятилетия - давались в выпускных классах. Сейчас школы перешли на концентрическую модель, когда весь основной материал дети проходят до 9-го класса, а потом только закрепляют знания, готовятся к ЕГЭ.
- Большинство учителей истории - за линейную систему, но как это сделать, пока не понятно, - продолжает Александр Чубарьян. - Зато мы точно знаем, что в учебниках истории будет усилен региональный компонент. Но делать это надо так, чтобы информация не вступала в противоречия с учебником. А сейчас в некоторых региональных пособиях они есть.
Уже выбраны пять пилотных региональных проектов. Среди них - работы из Уфы, Белгорода, Новосибирска.
Ректор РГГУ Ефим Пивовар подчеркнул, что в школах появятся не только новые книги по истории, но и электронные учебники, подкрепленные архивными и музейными материалами.
- Так что речь идет, скорее, не об учебнике, а о новой системе преподавания истории в школе.
Пока, правда, неясно, каким временем заканчивать курс современной истории? Есть предложение ограничиться 2000 годом. Историки возражают.
- Я бы довел учебник до наших дней, - высказал свою точку зрения Александр Чубарьян.
- Между прочим, начало нашей беседы - уже история, - заметил ректор РГГУ Ефим Пивовар. Он, к слову, предлагает сделать обязательным ЕГЭ по истории. Чубарьян его поддерживает, но какая же история без обществознания? А вот тут опять сложности.
- Обществознание в школах преподают плохо, надо рассматривать вопрос об изменениях в преподавании школьного курса, - предлагает Александр Чубарьян.
Видимо, понадобятся и новые учебники. Но торопиться не стоит. Французы, например, после революции не могли написать учебник истории 100 лет! В Советском Союзе тоже с учебниками не спешили: после революции 17-го года их отменили и снова начали писать лишь в конце 30-х годов. Учебник истории, например, выбирали по конкурсу из 40 книг, и победила книга, основанная на преемственности великих личностей.
Источник: Российская Газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.