Прецедент Лозинга?

17.06.2013 386

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ



«В 2013 в Общественную палату поступило 136 обращений, связанных с вопросами образования и науки, из Пензенской, Московской, Свердловской, Ульяновской и Ростовской областей, Татарстана и Сахи, Москвы и других регионов страны. Одних волнует рейтинг эффективности вузов России, другие сообщают о нарушениях в образовательных учреждениях и просят принять меры», — рассказал член ОП РФ Ефим Рачевский, открывая расширенное заседание по обсуждению механизмов ограничения административного давления на образовательные организации, законности этих механизмов, их соответствия основным трендам государственной политики в деле школьного образования.

 

 «Из 136 обращений 98 связаны с нарушениями прав педагогов, руководителей школ и детских садов. Я считаю, что ситуация с бывшим директором Кемеровской гимназии № 42 Вячеславом Лозингом — прецедент, который позволяет нам обсудить проблему в целом», — сказала Рачевский.

 

 «Сегодня ко мне зашла очередная проверка. На сей раз — контрольно-счетная палата области. Проверять будут деятельность бухгалтерии и руководство этой деятельностью со стороны директора. Именно то, что в течение года проверяли все возможные организации — администрация города, Роспотребнадзор, Прокуратура и другие. За год это уже 48-ая проверка», — рассказал экс-директор Кемеровской гимназии № 42 Вячеслав Лозинг.

 

 Как отметил Лозинг, проверки каждый раз называют плановыми. И проверяют одни и те же аспекты деятельности. «С чем это связано, я не знаю. Я могу только догадываться. Я написал заявление с просьбой об увольнении и неделю проверок не было. А сегодня зашла очередная», — добавил он.

 

 «План финансово-хозяйственной деятельности у нас ровно такой, какой выдает управление образования. В прошлом году я его не подписал — меня перестали финансировать до тех пор, пока я все-таки не поставил свою подпись на документе», — заметил Вячеслав Лозинг.

 

 «Все проверяющие организации независимы друг от друга. Они самостоятельно определяют сроки проверок, однако, нередко на практике получается так, что они совпадают по времени. И в результате — в один и тот же день могут начаться проверки разными организациями. При этом не исключаются и внеплановые проверки со стороны надзорных органов в связи с обращениями граждан», — пояснила начальник управления образования Кемерово Нина Чернова.

 

 Что касается финансирования, то Чернова отметила, что в 2012 году для гимназии № 42 было установлено муниципальное задание в размере 69 млн рублей, по итогам года было выделено 75 млн. «В 2013 году выделено финансированное в размере 77 млн рублей», — добавила она.

 

 По словам руководителей школ, подобные проверки в последнее время участились, а функции надзорных органов были расширены. Таким образом, нередки случаи, когда уже давно построенная действующая школа получает нарекания со стороны противопожарных и санитарных служб.

 

 Также предъявляются претензии в связи с финансово-хозяйственной деятельностью образовательных учреждений, с нарушением норм законодательства, с использованием муниципального имущества «не по закону» и т д.

 

 Как заявил заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, использование судебных механизмов для разрешения споров в сфере образования возрастет. «В связи с увеличением числа проверок общеобразовательных учреждений, которые, в том числе становятся причиной увольнений (в ходе подобных проверок был уволен директор одной из гимназий города Кемерово), в системе образования увеличится количество обращений в суды», — считает Реморенко.

 

 Реморенко отметил, что в сентябре 2012 года министерством образования и науки было направлено письмо в регионы о сокращении отчетности общеобразовательных учреждений. По его словам, после проведенного анализа Минобрнауки запросов на предоставление школами отчетов, оказалось, что 80% из них — запросы внутри самой системы образования и только 20% — внешние. По мнению Реморенко, «подобная ситуация возникает из-за самой административной машины», а проблему назвал «глубинной».

 

 «Возникает ситуация „тотального недоверия“, — в свою очередь добавил заместитель руководителя аппарата комитета Государственной Думы по образованию Алексей Майоров. — Задача на перспективу — повысить это доверие между органами местного управления, региональными и федеральными». По словам Майорова, после исследования механизмов административного давления на школы «будет поставлен вопрос о возможном внесении поправки в ныне действующее законодательство об образовании».

 

 «И в лихие 90-е можно было найти возможность уволить человека, когда нужно было это сделать. Мы все это прекрасно понимаем. И для этого не надо было 40 проверок, достаточно было одной. Также можно было реализовать каких-то 52 хода, чтобы снять директора», — отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

 

 «Ключевая фигура сегодняшнего образования — это директор. И без свободного директора у нас не получится свободного образования», — уверен член Общественной палаты РФ Сергей Волков.

 

 «С одной стороны, директор — учитель, с другой — он включен во властную вертикаль. Когда директор перестает быть свободным, он и учителей своих превращает в чиновников. Образование тогда, к сожалению, заканчивается», — добавил он.

 

 «Если нашли хорошего директора, то не мешайте ему. С „рабскими“ директорами мы не построим ничего, даже придумав кучу механизмов», — заключил Волков.

 

 Как отметили участники слушаний, нужно рассмотреть возможность исключить для сферы образования право учредителя безосновательно уволить руководителя учреждения. Такое право необходимо в коммерческой сфере для обеспечения полного контроля собственника имущества за своим имуществом, однако, в сфере образования оно полностью подрывает провозглашаемую автономию образовательных учреждений. Кроме того, участники встречи предложили рассмотреть возможность ввести ограничения количества проверок образовательных учреждений при осуществлении контроля за их деятельностью со стороны учредителя.

 

 Как заявил модератор слушаний Ефим Рачевский, Общественная палата по итогам обсуждения подготовит рекомендации и направит их в Администрацию Президента.



Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*