С частными вузами России связана масса мифов: и качество образования у них низкое, и научных достижений нет, и занимаются они исключительно зарабатыванием денег на бедных студентах. На самом деле всё не так однозначно. Да, среди коммерческих вузов есть откровенно слабые, с ними надо бороться. Но есть и сильные, которые могут составить конкуренцию многим государственным университетам, утверждает Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНОУ) и председатель Ассоциации негосударственных вузов России. Выступая на семинаре Института развития образования НИУ ВШЭ, он особенно упирал на дискриминацию в отношении коммерческих вузов.
Справка:
По данным, которые привёл Владимир Зернов, на сегодняшний день в России работает 462 негосударственных вуза (653 государственных). В них обучается 16–17% всех студентов. В среднем в частных вузах – 1,5–2 тысячи учащихся. В шести вузах – 5–10 тысяч, в двух – более 10 тысяч. Средняя стоимость обучения – 40–60 тысяч рублей
«Многие страны поддерживают негосударственные вузы, существуют специальные программы в Китае, Польше. В России – откровенная дискриминация этого сектора образования, – возмущается Владимир Зернов. – Частные вузы не участвуют ни в каких программах поддержки государства. Например, нам не разрешили бороться за статус исследовательских университетов. Сейчас мы не сможем претендовать на целевое финансирование по продвижению российских вузов в международные рейтинги. Хотя у нас есть реальные научные достижения, международные патенты, статьи в рейтинговых журналах – Nature, Science и других. Дело в том, что ни у одного негосударственного вуза нет обязательных для участия в конкурсе 4 тысяч бюджетных студентов».
Кстати, распределение бюджетных мест – ещё один повод для обид частных вузов. С прошлого года им разрешили участвовать в конкурсе наравне с государственными университетами. Но результаты конкурса, мягко говоря, не радуют: в 2013-м им выделили всего 2105 бюджетных мест, это 0,5% от общего количества. «Есть сильные частные вузы, которым не дали ни одного бюджетного места. Ведётся их планомерное изживание. Такая политика негативно отразится на всей системе высшего образования, так как исчезнет конкуренция», – предупреждает ректор РосНОУ.
Для спасения частных вузов Владимир Зернов предлагает разработать государственную программу развития негосударственного образования на 4–5 лет. Предусмотреть квотирование бюджетных мест – не менее 16–18%. Устранить дискриминацию в конкурсах Минобрнауки.
«Мы разделяем вашу горечь о неравномерности распределения ресурсов, – поддержала выступающего директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. – Слабые есть как среди государственных, так и среди негосударственных вузов. Поэтому дискриминация – результат преференций, которыми обладают госвузы по форме собственности. В образовании усиливаются процессы бюрократизации и рутинизации. В стране нет спроса на результативность. Пока мы не развернём общество к результату, бессмысленно говорить о каком-то равенстве частных и государственных вузов».
Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов оказался менее лояльным в оценках выступления ректора РосНОУ, назвав его доклад «плачем Ярославны». Обращаясь к Владимиру Зернову, он заявил: «На вашем месте сейчас могли бы сидеть представители педвузов и так же жаловаться на невнимание государства. Распределение бюджетных мест каждый год вызывает истерику в вузовской среде, все недовольны. В конкурсах Минобрнауки традиционно более ущемлёнными остаются и аграрные, и медицинские вузы. Так что ситуация с негосударственными университетами не уникальна. В 90-е годы они сыграли важную роль социального сейфа для тех молодых людей, которые по разным причинам не могли поступить в госвузы. Сегодня государственные и негосударственные вузы по закону уравнены в правах. Осталось только довести до ума нормативную базу, чтобы прописанные нормы работали на практике».
Анатолий Каспржак, директор Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ, а ранее – ректор негосударственной Московской высшей школы социальных и экономических наук, признался: «Когда я вернулся в бюджетную организацию, у меня был шок от того, как можно не считать деньги. Это первое замечание. Второе – наше общество не привыкло ко всему негосударственному – будь то в образовании или медицине. Отсюда и недоверие. А между тем частные вузы обладают целым рядом преимуществ. И главное из них – мобильность. Они быстрее отвечают на потребности потребителей, отрабатывая новые образовательные программы. Если не провести серьёзнейший мониторинг частных вузов и по его итогам не предоставить сильным университетам налоговые преференции или целевую финансовую поддержку, то через некоторое время мы их потеряем».
Прежде чем обсуждать перспективы развития и возможную господдержку, надо разобраться, что собой представляет сектор негосударственного высшего образования в России, считает старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Иван Павлюткин. По его мнению, на сегодняшний день можно выделить три модели частных вузов. Первая – лидеры (Российская экономическая школа, Европейский университет в Санкт-Петербурге и некоторые другие). Это вузы, которые получают средства и развиваются не столько за счёт студентов, сколько за счёт финансирования фондов под различные проекты. Вторая модель – вынужденные предприниматели. Это, например, РосНОУ, который пытается активно заниматься инновационной деятельностью. И третья – «беспредельщики». Таких вузов, скорее всего, большинство в негосударственном секторе. Они делают деньги на людях, торгуя дипломами.
«К сожалению, третья модель может оказаться самой живучей, – прогнозирует Иван Павлюткин. – Чтобы этого не произошло, частным вузам надо заниматься внутренней чисткой. Иначе спасти репутацию всего негосударственного сектора образования не удастся. Вообще, я думаю, одна из главных проблем этого сектора в том, что частные вузы не действуют консолидированно. Почему бы им не собраться и не составить дорожную карту? Почему надо ориентироваться исключительно на поддержку государства?»
Источник: Общественный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.