Зачем России частные вузы

10.06.2013 644

С частными вузами России связана масса мифов: и качество образования у них низкое, и научных достижений нет, и занимаются они исключительно зарабатыванием денег на бедных студентах. На самом деле всё не так однозначно. Да, среди коммерческих вузов есть откровенно слабые, с ними надо бороться. Но есть и сильные, которые могут составить конкуренцию многим государственным университетам, утверждает Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНОУ) и председатель Ассоциации негосударственных вузов России. Выступая на семинаре Института развития образования НИУ ВШЭ, он особенно упирал на дискриминацию в отношении коммерческих вузов.

 

Справка:

 По данным, которые привёл Владимир Зернов, на сегодняшний день в России работает 462 негосударственных вуза (653 государственных). В них обучается 16–17% всех студентов. В среднем в частных вузах – 1,5–2 тысячи учащихся. В шести вузах – 5–10 тысяч, в двух – более 10 тысяч. Средняя стоимость обучения – 40–60 тысяч рублей

 

 «Многие страны поддерживают негосударственные вузы, существуют специальные программы в Китае, Польше. В России – откровенная дискриминация этого сектора образования, – возмущается Владимир Зернов. – Частные вузы не участвуют ни в каких программах поддержки государства. Например, нам не разрешили бороться за статус исследовательских университетов. Сейчас мы не сможем претендовать на целевое финансирование по продвижению российских вузов в международные рейтинги. Хотя у нас есть реальные научные достижения, международные патенты, статьи в рейтинговых журналах – Nature, Science и других. Дело в том, что ни у одного негосударственного вуза нет обязательных для участия в конкурсе 4 тысяч бюджетных студентов».

 

 Кстати, распределение бюджетных мест – ещё один повод для обид частных вузов. С прошлого года им разрешили участвовать в конкурсе наравне с государственными университетами. Но результаты конкурса, мягко говоря, не радуют: в 2013-м им выделили всего 2105 бюджетных мест, это 0,5% от общего количества. «Есть сильные частные вузы, которым не дали ни одного бюджетного места. Ведётся их планомерное изживание. Такая политика негативно отразится на всей системе высшего образования, так как исчезнет конкуренция», – предупреждает ректор РосНОУ.

 

 Для спасения частных вузов Владимир Зернов предлагает разработать государственную программу развития негосударственного образования на 4–5 лет. Предусмотреть квотирование бюджетных мест – не менее 16–18%. Устранить дискриминацию в конкурсах Минобрнауки.

 

 «Мы разделяем вашу горечь о неравномерности распределения ресурсов, – поддержала выступающего директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. – Слабые есть как среди государственных, так и среди негосударственных вузов. Поэтому дискриминация – результат преференций, которыми обладают госвузы по форме собственности. В образовании усиливаются процессы бюрократизации и рутинизации. В стране нет спроса на результативность. Пока мы не развернём общество к результату, бессмысленно говорить о каком-то равенстве частных и государственных вузов».

 

 Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов оказался менее лояльным в оценках выступления ректора РосНОУ, назвав его доклад «плачем Ярославны». Обращаясь к Владимиру Зернову, он заявил: «На вашем месте сейчас могли бы сидеть представители педвузов и так же жаловаться на невнимание государства. Распределение бюджетных мест каждый год вызывает истерику в вузовской среде, все недовольны. В конкурсах Минобрнауки традиционно более ущемлёнными остаются и аграрные, и медицинские вузы. Так что ситуация с негосударственными университетами не уникальна. В 90-е годы они сыграли важную роль социального сейфа для тех молодых людей, которые по разным причинам не могли поступить в госвузы. Сегодня государственные и негосударственные вузы по закону уравнены в правах. Осталось только довести до ума нормативную базу, чтобы прописанные нормы работали на практике».

 

 Анатолий Каспржак, директор Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ, а ранее – ректор негосударственной Московской высшей школы социальных и экономических наук, признался: «Когда я вернулся в бюджетную организацию, у меня был шок от того, как можно не считать деньги. Это первое замечание. Второе – наше общество не привыкло ко всему негосударственному – будь то в образовании или медицине. Отсюда и недоверие. А между тем частные вузы обладают целым рядом преимуществ. И главное из них – мобильность. Они быстрее отвечают на потребности потребителей, отрабатывая новые образовательные программы. Если не провести серьёзнейший мониторинг частных вузов и по его итогам не предоставить сильным университетам налоговые преференции или целевую финансовую поддержку, то через некоторое время мы их потеряем».

 

 Прежде чем обсуждать перспективы развития и возможную господдержку, надо разобраться, что собой представляет сектор негосударственного высшего образования в России, считает старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Иван Павлюткин. По его мнению, на сегодняшний день можно выделить три модели частных вузов. Первая – лидеры (Российская экономическая школа, Европейский университет в Санкт-Петербурге и некоторые другие). Это вузы, которые получают средства и развиваются не столько за счёт студентов, сколько за счёт финансирования фондов под различные проекты. Вторая модель – вынужденные предприниматели. Это, например, РосНОУ, который пытается активно заниматься инновационной деятельностью. И третья – «беспредельщики». Таких вузов, скорее всего, большинство в негосударственном секторе. Они делают деньги на людях, торгуя дипломами.

 

 «К сожалению, третья модель может оказаться самой живучей, – прогнозирует Иван Павлюткин. – Чтобы этого не произошло, частным вузам надо заниматься внутренней чисткой. Иначе спасти репутацию всего негосударственного сектора образования не удастся. Вообще, я думаю, одна из главных проблем этого сектора в том, что частные вузы не действуют консолидированно. Почему бы им не собраться и не составить дорожную карту? Почему надо ориентироваться исключительно на поддержку государства?»



Источник: Общественный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*