Источник: Российская газета
Текст: Мария Агранович
Не успели утихнуть споры о том, нужен или нет школе единый подход к преподаванию истории, как разгорелась новая дискуссия. С предложением о создании единого учебника по литературе выступил председатель Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.
В Федеральном перечне учебников на 2013/2014 учебный год, утвержденном минобрнауки, для учеников, к примеру, 9-го класса предлагается 11 учебников литературы, а для выпускников школ в рамках объединенного курса "Русский язык и литература" - 5. Воля учителя выбрать любой грифованный учебник.
Но на множество вопросов разные учебники дают разные ответы и толкования. Например, любила Татьяна Онегина всю жизнь или, выйдя удачно замуж, зажила припеваючи и забыла девические страдания? Правда, в оригинальном тексте Пушкина черным по белому написано, что, когда она читает письмо Онегина, "...кто б ее немых страданий в сей быстрый миг не прочитал! Кто прежней Тани, бедной Тани, теперь в княгине б не узнал!" Любой читающий и думающий человек поймет их смысл. Должен ли учебник давать однозначные ответы на вопросы или задача школьного курса литературы научить самих школьников находить их в текстах или в собственной душе?
Павел Пожигайло необходимость единого учебника объяснил так: "Мы провели анализ трех нынешних учебников литературы, которых, к слову, всего около 20. В одном все как будто списано со старых советских книг, в другом приводятся странные идеи неоязычества, в третьем сплошь советские штампы. Учебники идеологизированы, причем совершенно по-разному. Сумятица в школьной программе не нужна, ее нужно устранить".
А по мнению учителя русского языка и литературы с 23-летним стажем Сергея Волкова, который учит не только школьников, но и студентов в ВШЭ и школе-студии МХТ, положение литературы в школе никоим образом не зависит от учебника.
- Проблема литературы в школе и проблема учебника две разные вещи, - уверен он. - Можно написать один учебник или много, от этого факта зависит положение дел в издательствах. Но еще Толстой написал: начальство пишет свои диспозиции и планы, а простая жизнь течет своим чередом. С известных пор в школе отменили сочинение как обязательный экзамен и литература стала необязательным предметом в рамках ЕГЭ. Ежегодно по стране этот экзамен выбирают лишь несколько процентов выпускников школ. У детей, так скажем, "провис литературный тонус". Если раньше у школьников был хоть какой-то условный кнут к чтению - экзамен, то теперь его нет. И учителям надо детей чтением заинтересовывать. А у нас, как выясняется, многие к этому просто не готовы. Вердикт учителя таков: все зависит от педагога и от его умения "зацепить" класс. Для этого учителю надо предоставить как можно больше свободы, не сковывать его методичками и стандартами, которые, кстати, давно утратили "содержательное ядро".
Профессор Литературного института им. Горького, президент фонда Михаила Булгакова Мариэтта Чудакова уверена: многие сегодня неверно понимают роль литературы в школе.
- Очень часто слышу разговоры о прагматических целях литературы от защиты семейных традиционных ценностей до формирования крепкого государства, - рассказывает Мариэтта Омаровна. - Но это, как говаривали в моей юности, золотыми часиками да гвозди забивать. Можно, но незачем. Нам надо стремиться, чтобы окончившие школу молодые люди умели мыслить, понимать жизнь. Формирование натуры человека, а не сильного государства - вот задача русской литературы. И она справляется с этим очень успешно, только подростка надо поставить лицом к классике. Никакой единый учебник этой проблемы не решит. Еще в 1915 году замечательный филолог Борис Эйхенбаум говорил, что из 45 минут урока полчаса надо читать классику. Другого пути нет.
Для "Учителя года-2006", преподавателя русского и литературы из Череповца Андрея Успенского, вопрос учебника вообще не стоит. Уже 21 год он преподает в школе по собственной авторской программе.
-Даже в очень хороших учебниках есть ответы на вопросы, которые школьники еще не успели себе задать, - говорит Андрей Геннадьевич. - Прочитай "Литературу для 9-го класса" и смело поражай учителя открытием, что "Чацкий молодец и прогрессивный, а Молчалин - гаденыш"! А если без подсказок учебника? После прочтения первого действия пьесы оценка героев школьниками совсем не совпадает с классически выверенной. И как интересно наблюдать за дальнейшим разочарованием в Молчалине и пробуждением симпатии к Чацкому, сначала вызывающему раздражение многих, впервые читающих. А не этого ли хотел автор? И не хотим ли мы, чтоб люди не судили друг о друге по первому впечатлению, а пытались хоть чуточку разобраться в ближнем? Меня недавно поразил десятиклассник: остался после урока и стал мне с жаром рассказывать, как разочаровался в Николае Ростове, которому так верил вначале. А ведь этого ученика мы как-то лихо записали в "двоечники-троечники, только компьютерными играми интересующиеся". Может, мы учебников по литературе переначитались вместо книг?
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.