Было бы желание

27.05.2013 1125

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ



23 мая в ОП прошла прямая линия Дианы Гурцкая, посвященная вопросам доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 Ведущими прямой линии традиционно стали член ОП Диана Гурцкая и председатель Совета Коллегии адвокатов Московской области «ЛИД Консалтинг» Александр Линников. Гостем эфира стал заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко.

 

 Открывая прямую линию, Александр Линников поздравил Диану Гурцкая, которая в этот день успешно защитила диплом на кафедре истории музыки и музыкального искусства музыкального факультета Института современного искусства. Это ее второе высшее образование, в 1999 году она окончила Гнесинку по классу эстрадного вокала. Диплом, посвященный творчеству Александра Вертинского, был написан Дианой рельефно-точечным шрифтом Брайля.

 

 Темой прямой линии стали вопросы доступности образования для людей с ограниченными возможностями. Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, в первую очередь, рассказал о новом Законе об образовании, точнее, о тех изменениях, которые появились в сфере дошкольного образования.

 

 По его словам, самое существенное изменение — это включение дошкольного образования в обязательный уровень общего образования. «Если раньше дошкольное образование не считалось обязательным и приравнивалось к дополнительной социальной услуге, — отметил Игорь Реморенко, — то теперь государство обязано предоставить его каждому ребенку, с учетом разных потребностей семьи».

 

 «В случае с детьми с ограниченными возможностями, это может быть либо группа кратковременного пребывания (когда ребенка приводят в детский сад на несколько часов), либо посещение детского сада на полный день в обычной группе, либо просто консультация для родителей о том, какие занятия необходимы тому или иному ребенку в первую очередь», — рассказал замминистра.

 

 Вторая новация Закона состоит в том, что для дошкольных учреждений вводится единый федеральный стандарт, разработанный ведущими российскими психологами. Ранее, такие стандарты отсутствовали.

 

 Кроме того, Закон вводит требования о наличии в каждом муниципалитете специальной службы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки. В таких центрах можно будет получить разного рода консультации, касающиеся вопросов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, для детей дошкольного возраста). Специалисты таких центров должны будут помочь родителям подобрать ребенку подходящую программу обучения.

 

 Игорь Реморенко рассказал, что и для дошкольных учреждений, и для школ, разработано несколько программ. Первая из них предполагает обучение детей-инвалидов в специализированных учреждениях, вторая — создание отдельных групп в обычных школах и детских садах, и третья программа — когда такие ребята учатся в обычном классе или группе, но с ними, помимо учителя, дополнительно занимаются другие специалисты — логопед, психолог и т.п.

 

 Такой подход позволит обеспечить ребенку максимальную интеграцию в социальную среду.

 

 «Если 20-30 лет назад такие дети учились только в специализированных учреждениях, то сейчас ситуация совсем иная», — сообщил замминистра. Он назвал некоторые цифры: из 450 тысяч детей с ограниченными возможностями (по разным диагнозам), 210 тысяч сегодня продолжают учиться в специализированных учреждениях — в основном это дети с нарушением интеллекта (130 тыс.человек). 110 тысяч учатся в спецклассах обычных школ и 138 тысяч детей-инвалидов проходят инклюзивное обучение, то есть, учатся в обычных классах обычных школ, где с ними дополнительно работают специалисты.

 

 «Помимо этого, — добавил Реморенко, — еще 25 тысяч детей, которые по медицинским показаниям не смогли попасть ни в одну из вышеперечисленных групп, находятся на домашнем обучении. Таких детишек мы тоже стараемся социализировать, то есть предоставить им возможность общаться со сверстниками и сравнивать с ними свои результаты обучения», — сказал Реморенко.

 

 Отвечая на вопрос о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями, замминистра сообщил, что в новом Законе есть норма о семейном образовании, согласно которой, дети могут обучаться дома, сдавая промежуточные и итоговые аттестации.

 

 Если же ребенок находится в больнице, то тут тоже, по словам чиновника, есть варианты. Первый — это когда больница (как, например, московский гематологический центр) имеет, кроме статуса медицинского, еще и статус образовательного учреждения. Такое учреждение нанимает некоторое количество преподавателей для обучения находящихся в нем детей. Второй вариант, если медицинское учреждение такого статуса не имеет, родители могут обратиться в ближайший муниципалитет, который обязан «прикрепить» ребенка к школе и присылать в медучреждение преподавателя для занятий с ним.

 

 Относительно сдачи ЕГЭ детьми, находящимися на длительном стационарном лечении, по словам Реморенко, действует следующая система. Родители должны обратиться в государственную аттестационную комиссию, существующую в каждом регионе, в обязанности которой входит проследить, чтобы все дети на территории региона имели возможность сдать ЕГЭ. Следует написать заявление о том, что ребенок хочет сдать экзамен по месту прохождения лечения. В этом случае, в лечебное учреждение выезжает специальная группа, которая на месте организует ученику сдачу экзамена.

 

 Игорь Реморенко рассказал также о льготах, которые предоставляются абитуриентам с ограниченными возможностями при поступлении в вузы. «Во-первых, — напомнил замминистра, — не следует забывать о праве поступления без вступительных испытаний для победителей всероссийских и международных школьных олимпиад».

 

 Кроме того, в каждом вузе установлены квоты для инвалидов — при условии успешной сдачи вступительных испытаний. Также законом предусмотрено преимущественное право для лиц с ограниченными возможностями при наборе равных баллов с другими абитуриентами во время прохождения вступительных испытаний. Ну и, наконец, для тех, кто не сумел успешно сдать экзамен, существует возможность бесплатно поступить на подготовительное отделение вуза.

 

 Игорь Реморенко добавил, что для тех, кто хочет подробно ознакомиться с правилами проведения ЕГЭ и поступления в вузы, создан официальный информационный портал: http://ege.edu.ru.

 

 В заключение, участники прямой линии пожелали удачи всем учащимся и абитуриентам и напомнили о том, что возможности есть у всех — было бы желание!



Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*