Доклад директора Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталии Золотаревой на VII Съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России, 24 апреля 2013 года

07.05.2013 1397
Доклад
директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.Золотаревой
на VII Съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России

«Об основных направлениях государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена»

24 апреля 2013 г.

Уважаемые коллеги!

От имени департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России рада приветствовать участников VII Съезде Съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России, которому исполнилось в этом году 15 лет.

Прежде всего, я хотела бы поблагодарить президиум Союза директоров, который с первых дней создания департамента является одним из основных партнеров департамента в общественном диалоге по ключевым вопросам деятельности.

Совместно с Союзом директоров и Федеральным институтом развития образования в текущем учебном году проведено 5 «открытых» совещаний департамента (в форме вебинаров) с субъектами Российской Федерации, в этих совещаниях приняли участие свыше 70 субъектов Российской Федерации.

Стоящая перед нами задача дальнейшей модернизации системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, связана с формированием у нее таких черт, как,
• гибкость в реагировании на вызовы инновационной экономики в условиях глобализации,
• качество подготовки в соответствии с приоритетами экономического развития регионов;
• широта возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Эта система должна стать современной и привлекательной как для потенциальных абитуриентов (молодежи и взрослого населения), так и для инвесторов. При этом должна быть сохранена функция социализации подростков, усилена система воспитательной, гражданско-патриотическая работа.

Модернизация системы начального и среднего профессионального образования активно проводится начиная с 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования

За последние пять лет удалось:
1. привлечь значительные инвестиции в развитие системы профессионального образования путем реализации механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей (доля софинансирования со стороны бизнеса, при этом составила более 30%);
2. создать новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Речь идет о ресурсных центрах, межрегиональных отраслевых ресурсных центрах на базе техникумов и колледжей, ставших точками роста в региональных системах профессионального образования;
3. завершить в 2012 году регионализацию системы профессионального образования, что позволило при сохранении единой государственной политики планировать структуру и объемы подготовки кадров в субъектах Российской Федерации на основе прогнозирования потребностей регионального рынка труда.

Новый этап модернизации системы профессионального образования предполагает актуализацию региональных программ развития профессионального образования в связи с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующим новую структуру подготовки кадров и общедоступность системы среднего профессионального образования. Это:

один уровень профессионального образования – СПО (включающий программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих);

самостоятельный вид образования – профессиональное обучение (программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих);

новые инфраструктурные единицы (учебные центры профессиональной квалификации, кафедры и структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.).

Перспективными направлениями в региональных программах модернизации профессионального образования должны стать:
· Формирование новой инфраструктуры ПОО, концентрация и оптимизация ресурсов для подготовки кадров
· Развитие содержания и технологий ПОО
· Усиление роли бизнеса в развитии и функционировании системы ПОО
· Обеспечение общедоступности и социальной защищенности обучающихся.

Остановлюсь на первоочередных задачах.

1. Оптимизация сети образовательных учреждений НПО и СПО. Здесь не должно быть поспешных или не взвешенных решений, простой смены вывесок, решения должны приниматься с учетом мнения сообщества работодателей, общественности, потребителей образовательных услуг. Тем более, что за последние годы уже сложились и показали свою эффективность новые модели деятельности региональных сетей профессионального образования, которые позволяют сделать ее более эффективной и включенной в экономическое развитие региона.

Успешный опыт развития региональных систем профессионального образования накоплен в различных субъектах Российской Федерации – это Республика Татарстан, Красноярский край, Тверская область, Томская, Свердловская, Сахалинская области и другие.

В последние годы сложились два типа образовательных учреждений:
- монопрофильные многоуровневые учреждения, которые отличаются большой степенью специализации, поскольку ориентированы на потребности определенного заказчика (например, учебные заведения авиационного, металлургического, химического профилей).
- многопрофильные учебные заведения, которые создаются там, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей. Они отличаются высокой гибкостью программ (в том числе дополнительного профессионального образования), способностью быстро менять содержание образования под потребности рынка. Такие учреждения созданы, как правило, в результате реорганизации нескольких образовательных учреждений, либо расположенные в малых городах, сельской местности техникумы и колледжи, выполняющие роль социокультурных центров.

Новый закон об образовании позволяет на базе обоих типов образовательных учреждений создавать совместно с работодателями гибкую инфраструктуру подготовки кадров по так называемым «коротким» и «длинным» программам. Это могут быть кафедры и структурные подразделения на предприятиях, ресурсные центры, центры коллективного доступа, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.д.

Задача повышения кадрового потенциала системы профессионального образования является приоритетной задачей.

В учреждениях профессионального образования работает 220 тыс. педагогических работников, в том числе 40 тыс. мастеров производственного обучения.

Существенная доля не имеют педагогического образования. А педагогически реалии (введение ФГОС, задача расширения категорий обучающихся граждан) требуют непрерывного развития педагогической квалификации. Поэтому важно развитие методической сети в системе профессионального технического образования, создание городских, региональных научно-методических центров, формирование межрегиональных советов по профессиональному образованию.

Одной из проблем профессионального образования является старение педагогических кадров.

В учреждениях НПО и СПО основную долю (более 50 %) составляют преподаватели и мастера производственного обучения в возрасте от 36 до 59 лет, еще около 10 процентов составляют преподаватели и мастера производственного обучения в возрасте свыше 60 лет.

Только совместными усилиями образовательных учреждений и работодателей можно решить задачу значительного повышения качества кадрового потенциала системы. Это может быть привлечение в систему СПО новых преподавателей из реального сектора экономики, повышение квалификации и стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения.

Больной вопрос – заработная плата педагогических работников. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения СПО будет доведена до средней по экономике только к 2018 году.

По итогам мониторинга 2012 года среднемесячная заработная плата работников НПО составила в среднем 62 процента от заработной платы в экономике в целом, а работников учреждений СПО – 80 процентов.

В 2012 году средняя заработная плата педагогических работников НПО в 5 субъектах Российской Федерации превышала значение средней заработной платы в экономике региона. Это Калининградская, Мурманская, Саратовская области, Республика Адыгея и Пермский край.

По системе СПО только в г. Москве средняя заработная плата педагогических работников СПО превышает значение средней заработной платы в экономике города.

Проблема сложная. Департамент проводит анализ отчетов, представленных субъектами Российской Федерации, о мерах, принимаемых ими по повышению заработной платы педагогических работников, внедрению системы эффективного контракта. Наша цель – найти и распространить лучшие модели решения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации. Мы планируем в текущем году провести открытое совещание Департамента, посвященное этому вопросу. Будем рады конструктивным предложениям со стороны Союза директоров.

Отдельно остановлюсь на центрах прикладных квалификаций.

Это организации или структурные подразделения организаций, осуществляющие деятельность по реализации коротких интенсивных практико-ориентированных программ. Их развитие позволит обеспечить охват всех возрастных групп населения от 15 лет, гибкость и оперативное реагирование на обновление технологий. Минобрнауки направило в органы исполнительной власти субьектов Федерации методические рекомендации (они имеются у вас в раздатке), планирует в текущем году серию семинаров, совещаний, посвященным обсуждению проблем и лучших практик создания Центров. Завтра на площадке ФИРО в 11.00 состоится вебинар, посвященный этому вопросу.

2. Развитие частно-государственного партнерства, создание привлекательной и открытой для инвестиций системы

Анализ региональных программ развития профессионального образования выявил основные направления взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. Среди них:
- формирование системы заказов на подготовку кадров со стороны работодателей;
- совместная разработка профессиональных образовательных программ, определение профессиональных компетенций и их оценка;
- привлечение бизнеса к софинансированию реализации программ, направленных на развитие системы профессионального образования (включая инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры);
- предоставление возможности преподавателям образовательных учреждений профессионального образования проходить стажировку (обучение) в организациях работодателей;
- организация практического обучения обучающихся образовательных учреждений профессионального образования с использованием современной технологической базы организаций работодателей.

Удачный опыт такого взаимодействия сложился в Свердловской, Калужской, Ульяновской областях, Республиках Башкортостан и Татарстан. Здесь можно говорить о выстроенной модели дуальной системы профессионального образования.

Вместе с тем, инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности самого учебного учреждения, прозрачностью финансовых потоков, реальным участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества профессионального образования.

Нам нужно сконцентрировать свои усилия на:
1. создании условий для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений, в том числе путем:
– более активного перевода образовательных учреждений в автономные учреждения;
– обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно-правовых форм;
2. создании условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления профессиональным образованием (к которым относятся наблюдательные и попечительские советы);
3. создании условий для повышения эффективности управления образовательными учреждениями.

Со своей стороны Министерство прорабатывает целый пакет инициатив в сфере расширения частно-государственного партнерства и повышения финансовой устойчивости образовательных учреждений.

- Это вопрос о субсидировании процентных ставок субьектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки кадров;

- Предоставление права заключать концессионные соглашения на имущество, принадлежащее государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления,

- Предоставление права образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, быть учредителями и участниками (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, в том числе учебно-производственных тренировочных центров и малых молодежных предприятий.

Внедрение новых экономических механизмов требует совершенно иной квалификации руководящего состава образовательных учреждений. Этот вопрос требует серьезного внимания. Необходимо организовать повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей образовательных учреждений среднего профессионального образования, организовать в регионах работу по формированию кадрового резерва руководителей, назначению руководителей ССУЗОВ с учетом мнения работодателей.

В завершении своего выступления еще раз хочу вернуться к Закону «Об образовании в Российской Федерации» и заострить ваше внимание реализации положения об общедоступности среднего профессионального образования.

С одной стороны, мы должны работать так, чтобы система среднего профессионального образования стала привлекательной для нашей молодежи, с другой стороны, мы должны понимать, что с введением в закон такой гарантии барьеры на пути поступления в учреждения СПО снимаются. Порядок приема в учреждения СПО на 2013/2014 учебный год уже утвержден и зарегистрирован в Минюсте России. А это значит, что в первую очередь директорский корпус должен пересмотреть программы развития своих образовательных учреждений, сместив в них акценты в сторону формирования систем управления воспитательной работой в учебном заведении, развития гражданско-нравственного и патриотического воспитания, обеспечения профилактико-оздоровительной работы. Департамент также намерен заниматься этим направлением деятельности. В планах 2013 года проведение крупного всероссийского мероприятия для заместителей директоров по воспитательной работе, проведение всероссийских конкурсов «Научно-техническое творчество молодежи» и «Профессионал будущего», ну и, конечно, ставшие уже традиционными Всероссийские олимпиады профессионального мастерства, а также новое для нашей страны движение WorldSkillsRussia.

Желаю плодотворной работы участникам Всероссийского Съезда директоров ссузов России.


Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*