BigData

24.05.2021 156

Уверенно входит в «консорциумную» повестку университетский консорциум исследователей больших данных. 13 мая на базе СевГУ состоялся научный семинар по работе с большими данными «Большие данные. Большие вызовы», а 16 мая - круглый стол «Большие данные и общество: возможности и вызовы для молодежи» на форуме «Молодежь и наука».

В фокусе семинара «Большие данные. Большие вызовы» оказались ресурсное и сетевое взаимодействие в рамках реализации совместных исследовательских и прикладных проектов в области сбора и анализа больших данных.

Михаил Мягков, председатель совета Консорциума, научный руководитель Центра прикладного анализа больших данных ТГУ, подчеркнул, что консорциум может представить горизонтальные проекты, в рамках которых решаются совместные задачи. Кроме того, консорциум способствует появлению и развитию новых профессий. Сегодня требуется большое количество аналитиков данных, которые способны переводить неструктурированные данные в структурированные. Необходимо не просто развивать методики и технологии, которые помогают решить конкретные вызовы общества, но и развивать технологии, законодательные инициативы, которые позволят не навредить действующим процессам.

Владимир Нечаев, ректор СевГУ отметил, что консорциум сформировался по инициативе большого количества университетов 2 года назад на площадке СевГУ. Он уверен, что мы находимся в ситуации цифровой трансформации, что приводит к смене профессий. История с большими данными показывает, как инструментарий может менять наше мышление и мировоззрение.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», рассказал, что Институт является членом консорциума, несмотря на то, что изучает образование. В этой сфере сравнительно мало сравнимых данных, поэтому возникает много вопросов, требуются ли такие контракты в образовании. Инобр интересует, можно ли решать эти проблемы более тонким способом - собирая цифровой след, анализируя данные и далее. Задача попытаться найти в этом массиве данных потенциальные возможности. В гуманитарных и социальных науках ближайшие годы будет бум использования больших данных.

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», считает, что в настоящее время от университетов ожидаются неординарные решения и шаги - усиление сетевого взаимодействия, коллабораций и далее. Меры направлены в т.ч. на исследование больших даных. Сегодня мы видим историю, когда университет в больших данных начинает плавать. Требуется большая коллегиальная и совместная аналитическая работа в данном направлении.

В рамках круглого стола «Большие данные и общество: возможности и вызовы для молодежи» на форуме «Молодежь и наука» были представлены участники университетского консорциума исследователей больших данных. Помимо популярных тезисов о массовой цифровизации, важно выделить цифровизацию социо-гуманитарных направлений. Особое внимание этому уделяет Томский госуниверситет в лице Михаила Мягкова, председателя совета Университетского консорциума исследователей больших данных, профессора Института когнитивных наук и науки о принятии решений Университета штата Орегон, и Вячеслава Гойко, директора Центра прикладного анализа больших данных ТГУ.

В фокусе дискуссии был цифровой след и возможности его использования. Так интересный вариант измерения «Третьей миссии» предложил Вячеслав Гойко - осуществляется выгрузка из Википедии данных о выпускниках вузов, после чего смотрится упоминание имен выпускников в интернете в течение последнего года, причем речь не идет о медийных личностях.

Анатолий Николаев, ректор СВФУ отметил роль BigData в формировании эндаумент фонда и развитии университета. «Мы должны смотреть в виртуальный мир, мир больших данных, чтобы под эти вызовы преобразовать свой университет», - рассказал он.

Екатерина Митягина, проректор ВятГУ, стала первым проректором в России по развитию на основе анализа данных. Особую известность она получила благодаря проекту «Культурный код», основная идея которого в том, чтобы «измерить» региональный менталитет россиян. Однако в вузе представлены и другие интересные проекты на основе цифры - «Супружеское насилие - оценка различных сообществ в сети», «Кибербуллинг и наркотики в сети», проект по миграции выпускников вузов из регионов и другие.

Генеральный директор группы компаний CUSTIS Владимир Рахтеенко рассказал, чем занимается ГК CUSTIS в университетах - «экстремальной индивидуализацией образования», когда каждый студент имеет собственную траекторию развития. Удается сохранить системность и фундаментальность образования. Обучающемуся дается достаточно широкий администрируемый способ выбора. При этом привычных рамок университета практически не остается, как и границ обучения. Студент попадает в сложное пространство, нде появляются проводники - тьюторы.

Подобную модель обучения 4 года назад внедрил у себя ТюмГУ. В этом году они выпускают первых бакалавров. В пространстве образовательных активностей появляются микромодули, появляются лидеры-практики, которые органично укладываются в этот процесс, появляется независимая оценка, когда учил один преподаватель, а результат принимает другой.

Мы приходим к тому, что появляется сетевое образование - когда появляются вещи, которые нельзя получить в одном вузе, можно получить в другом.

У нас нет никакого способа изменить образовательную культуру, кроме как с помощью платформ.

Подводя итоги дискуссии, стоит сказать, что большие данные - это новая реальность современного мира, в которой всем предстоит жить. Существующий набор инструментов и последствия его применения пока невозможно объективно оценить, однако задача сегодня - сделать так, чтобы те объемы данных, которые есть, - работали на благо общества.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*