Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе

13.05.2021 234

Правительство Российской Федерации: <…> представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой» (Конституция Российской Федерации, статья 114, подпункт «а» пункта 1).

В прошлом году мы не только боролись с последствиями коронавируса, но и создавали базу для постковидного восстановления. Совместно с вами мы разработали Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Он объединил как задачу адаптации к сложившейся ситуации, так и цель дальнейшего развития нашей страны. Его главным результатом должен стать выход экономики России на траекторию роста. Работа по реализации плана идёт активно. Более половины мероприятий уже завершены.

К отчёту о  деятельности Правительства России за 2020 год. Слайд 21
 

Всё, о чём мы говорим, было бы невозможно без национальных проектов. Таких как «Здравоохранение», «Демография», «Наука и университеты», «Образование» и других.

В прошлом году Президентом были уточнены национальные цели развития, и у Правительства появился более широкий горизонт планирования и конкретные долгосрочные ориентиры. Для каждой цели были установлены соответствующие показатели, которые характеризуют её достижение. При этом была обеспечена преемственность с ранее обозначенными приоритетами. Мы повысили эффективность реализации национальных проектов. В конце года обновили их содержание в непосредственной привязке к национальным целям развития, обозначенным Президентом, создали информационную систему их мониторинга и анализа.

Именно благодаря такой работе появилось более 60 тыс. новых мест в школах, мы смогли открыть новые фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, детские больницы и центры онкологической помощи. Подключены к интернету более 40 тыс. социально значимых объектов. С опережением идёт расселение аварийного жилья. В прошлом году новое жильё получили почти 130 тысяч человек.

Приведу ещё несколько результатов реализации национальных проектов. Были созданы условия для того, чтобы дети получали качественное дополнительное образование. На базе новых и существующих учреждений создано свыше 350 тыс. новых мест в 48 регионах. Работают детские и мобильные технопарки, кванториумы, их посещают более миллиона детей. Создано 11 региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у наших детишек и молодёжи с учётом опыта образовательного фонда «Талант и успех».

Чтобы улучшить координацию работы министерств и ведомств и точнее реализовать решения Президента по национальным целям, был подготовлен единый план по достижению национальных целей. Впервые разработан такой объёмный стратегический документ, который свяжет в единое целое и июльский указ и национальные проекты. По сути, он отвечает на три ключевых вопроса: когда, где и какие шаги Правительство предполагает сделать, чтобы эти цели были достигнуты.

М.Мишустин: «Чтобы улучшить координацию работы министерств и ведомств и точнее реализовать решения Президента по национальным целям, был подготовлен единый план по достижению национальных целей. Впервые разработан такой объёмный стратегический документ, который свяжет в единое целое и июльский указ и национальные проекты. По сути, он отвечает на три ключевых вопроса: когда, где и какие шаги Правительство предполагает сделать, чтобы эти цели были достигнуты».

В подготовке единого плана участвовали все органы исполнительной власти. Он прошёл обсуждение с представителями Федерального Собрания, Общественной палаты, ОНФ, делового и экспертного сообщества, рабочими группами Государственного совета. Были внимательно проработаны способы достижения целей, с датами, ответственными исполнителями, контрольными точками и финансовым обеспечением.

Единый план содержит целевые показатели по срокам и по каждому субъекту Российской Федерации, чтобы люди знали и понимали, когда и какие результаты они увидят не только в масштабах всей страны, но и в конкретном округе или в конкретной области.

Этот год объявлен в нашей стране Годом науки и технологий.

Нам предстоит провести глубокую настройку всей научной сферы, для того чтобы она приносила конкретные результаты. По поручению Президента в ближайшие три года на фундаментальные научные исследования из федерального бюджета мы направим свыше 1,5 трлн рублей.

Мы кардинально обновим подход к управлению и финансированию науки. Будет существенно сокращён путь от разработки до внедрения перспективной технологии. Государство выступит здесь заказчиком, прежде всего в сферах, критически важных для страны.

М.Мишустин: «Этот год объявлен в нашей стране Годом науки и технологий. Нам предстоит провести глубокую настройку всей научной сферы, для того чтобы она приносила конкретные результаты. По поручению Президента в ближайшие три года на фундаментальные научные исследования из федерального бюджета мы направим свыше 1,5 трлн рублей».

Одним из наших приоритетов является укрепление, качественное наращивание потенциала сети современных вузов на всей территории нашей страны.

Мы продолжим совершенствование системы высшего образования, усилив роль университетов в социально-экономическом и научно-технологическом развитии страны. Уже разработана и до конца мая этого года будет утверждена и запущена новая программа поддержки университетов «Приоритет-2030». Она направлена на развитие исследований, образования, разработок, инноваций, технологий и территорий. В ней примет участие не менее ста университетов, отобранных конкурсной комиссией. В программу будут вовлечены отраслевые медицинские, транспортные, аграрные, педагогические, творческие и другие региональные вузы.

Отдельно скажу о школьном образовании. Современная школа – это не просто классы и парты. Это и хорошее оборудование, и выход в интернет, в Сеть, и доступ к электронным ресурсам. Такие школы должны появляться по всей стране. Существенно увеличим темпы их строительства. Президент в послании подчеркнул, что к 2025 году должно быть не менее 1,3 тыс. новых общеобразовательных организаций, и тогда третьи смены уйдут в прошлое.

У каждого ребёнка должна быть возможность удобно и безопасно добираться до места учёбы. За четыре года закупим не менее 16 тыс. современных школьных автобусов для тех муниципалитетов, где это необходимо.

Недавно я побывал в Алтайском крае, беседовал с педагогами. Одна из молодых учителей, Юлия Скорых, сказала мне, что в сельской школе, где она работает, нет интернета. Вообще. В некоторых домах жители сами его установили, а школа не имеет выхода в Сеть и доступа к электронным ресурсам.

Так бывает и в других регионах. Поэтому наряду с глобальными вопросами надо решить и не менее важные и конкретные задачи – обеспечить интернетом и связью каждый населённый пункт, все больницы, поликлиники, школы.

Надо понимать, что сегодня доступ к интернету так же необходим, как отопление, свет. В прошлом году к Сети были подключены свыше 23 тыс. объектов, в том числе ФАПов, школ в отдалённых районах. Все социально значимые объекты получат доступ в интернет до конца этого года. Мы это запланировали и будем этого добиваться.

Кроме того, в этом году мы завершим подключение всех небольших населённых пунктов, где проживают от 250 до 500 человек. Широкополосным интернетом уже пользуются жители более 12 тыс. таких поселений. При вашей поддержке в прошлом году принят правительственный закон, благодаря которому интернет будет проведён в более чем 10 тыс. поселений, где проживают от 100 до 250 человек. В последующие годы все эти населённые пункты обеспечим мобильным интернетом и сотовой связью.

Прошлый год показал, как должна работать вся система государственного управления. Потребовался новый темп принятия решений, практически круглосуточный режим. При этом структура органов государственной власти практически не менялась на протяжении многих лет и в современных условиях не смогла эффективно обеспечить решение задач, которые поставила перед нами новая реальность. Правительство разработало оптимальные решения и единые стандарты организационной модели управления.

Уважаемые Вячеслав Викторович и Валентина Ивановна! Вы неоднократно говорили о необходимости аудита институтов развития. Мы эту работу провели. Мы приступили к реформе их структуры и деятельности, чтобы точнее ориентировать их на достижение национальных целей, убрать пересечения, которые были у таких структур с федеральными органами власти и коммерческими организациями.

М.Мишустин: «Мы перезагрузили систему управления, внедрив новые инструменты в работе, чтобы усилить взаимодействие министерств и ведомств, регионов и экспертного сообщества. Мы создали Координационный центр, используем его ресурсы для поиска наиболее эффективных и быстрых решений, прежде всего для реализации приоритетных задач и проектов, которые определяет Президент. Важно, что такой инструмент помогает получить обратную связь с обществом».

Всё это было сделано, чтобы максимально увеличить отдачу от каждого института развития за счёт объединения их ресурсов и работы на базе общих процессов. Институты развития должны серьёзно наращивать поддержку значимых для нашей страны проектов – от социальной сферы до создания новых отраслей и перезапуска инвестиционного цикла.

Под стратегическую повестку мы перезагрузили систему управления, внедрив новые инструменты в работе, чтобы усилить взаимодействие министерств и ведомств, регионов и экспертного сообщества. Мы создали Координационный центр, используем его ресурсы для поиска наиболее эффективных и быстрых решений, прежде всего для реализации приоритетных задач и проектов, которые определяет Президент. Важно, что такой инструмент помогает получить обратную связь с обществом.

Наша цель – государство без бюрократизма, необременительное для людей и бизнеса, в котором не надо просить об услугах. Все они будут предоставляться в проактивном режиме. Людям не придётся тратить время на сбор справок и бумажных документов. Важно, чтобы взаимодействие с государственными органами для людей и бизнеса было как можно более удобным.

 

М.Зайцев (член фракции ЛДПР, член Комитета Государственной Думы по экологии и защите окружающей среды): Уважаемый Михаил Владимирович, у меня вопрос о подготовке специалистов рабочих специальностей. У нас почему-то принято считать престижными профессии, которые связаны с получением высшего образования. Однако в странах Запада и Востока везде существует и возрастает серьёзный спрос на специалистов рабочих профессий, тех, кто работает непосредственно руками. Не получится ли так, что скоро мы столкнёмся с тем, что у нас не хватит простых рабочих – слесарей, сварщиков, монтажников? С другой стороны, сегодня активно ведётся автоматизация производства, и потребности рынка труда достаточно быстро меняются. Особенно мы это отметили, когда развивалась пандемия. Готова ли наша страна сегодня к этим новым условиям и насколько быстро система образования сможет готовить специалистов под запросы современной экономики? Спасибо.

М.Мишустин: Недавно совсем задавали мне этот вопрос при посещении Чечни. Ребята приходили из университета. Там были и ребята-школьники, которые собирались выбирать: в университет поступать либо получать образование в колледже.

Я считаю, что в первую очередь необходимо поднять вопрос о той самой престижности профессионального образования, среднего образования, как его называют. Только слово «среднее», слово «высшее» как-то категориально разделяют людей. Почему «высшее» или «среднее»? Когда мы обращаемся к специалисту за услугами, нас в первую очередь волнует его компетенция, насколько он хороший специалист. И хороший специалист, особенно с рабочей специальностью, – это человек, который сможет что-то починить, сделать. Это гораздо важнее, чем его образование. Мы, наверное, об этом не спрашиваем.

Мне кажется, что перестройка подхода к тому, чтобы профессиональное образование было и востребованным, и для ребят престижным, уже ведётся очень активно. Мы предприняли целый спектр усилий, чтобы эту программу развивать. И на сегодняшний день, мне кажется, работая вместе с бизнесом, нам необходимо в течение года научиться перестраивать методологически программу, чтобы за два года выпускать в профессиональном смысле специалистов, «профессионалитет», а, конечно, не только развивать наше высшее образование. Считаю это очень важным и востребованным.

 

О.Смолин (член фракции КПРФ, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке): Уважаемый Михаил Владимирович! Мы активно работаем с социальным блоком Правительства, особенно с Минобрнауки и Минпросвещения, ценим их работу и поддерживаем многие предложения, но у нас много вопросов к тому, как финансируется развитие человеческого потенциала – главный фактор прогресса.

Хорошо, что у нас Год науки, но, по данным профильного комитета Госдумы, в трёхлетнем бюджете доля расходов на науку, хотя и незначительно, но сокращается. По данным Счётной палаты, в трёхлетнем бюджете доля расходов на образование снижается с 3,9 до 3,6% от ВВП, по программе «Россия-2020» должно быть 7% – в два раза больше.

По данным Счётной палаты, в трёхлетнем бюджете доля расходов на здравоохранение снижается с 3,1 до 2,9% ВВП. Международная норма – 6%, в два раза больше. По данным ОНФ, 86% врачей не получали зарплату, положенную им по указу от 7 мая 2012 года, аналогичная проблема в других областях бюджетной сферы.

Вопрос: предполагает ли Правительство в ближайшее время существенно увеличивать вложения?

М.Мишустин: Наука и высшее образование.

Первое, что будет сделано. У нас 2021 год – Год науки, и расходы на 2021 год – 590 млрд, даже 591 млрд рублей, то, что уже запланировано, – это на 12% больше, чем предыдущий год.

Приоритетное направление – это развитие той же самой радиоэлектроники, о чём я говорил, промышленности. Мы дополнительно на это выделили плюсом 70 млрд рублей.

В части высшего образования тоже более полутриллиона рублей, 540 млрд рублей на 2021 год выделено.

Мы увеличили бюджетные места до 2024 года и дополнительно на это выделили 70 млрд рублей. Также происходит обновление материально-технической университетской базы. В 2020 году это было 15 млрд рублей, в 2021-м (мы только начали этот процесс) – 10 млрд рублей, и так далее.

И хочу сказать, что мы также с 2021 года обеспечили полное финансирование подготовки студентов – это 32 млрд рублей ежегодно.

Мы также обсуждали со студентами и преподавателями вопросы, связанные с финансированием, в том числе науки и молодых людей, учёных во многих университетах. В частности, последний раз я очень много и подробно говорил об этом с нашими преподавателями и учёными в Новосибирске. Говорили о необходимости закрепить такое понятие или такой статус, как молодой учёный. Это люди до 35 лет, они рассказали о том, что их волнует. Больше всего их волнуют сертификаты жилищные, для того чтобы можно было жильё получить. На сегодняшний день всё это отражено в порученческих пунктах и в работе, которую ведёт Правительство.

Я хочу сказать, что у нас вообще в рамках национального проекта «Наука и университеты» было создано 10 также национальных образовательных центров в 20 регионах. Надеюсь, что в том числе на обновление базы вузов мы будем продолжать выделять средства. В частности, в 2021 году в три раза больше мы выделили на это средств.

Поэтому работа эта идёт. Что касается цифр, которые вы привели цифры по материалам Счётной палаты и так далее. Если взять, например, не федеральный, а консолидированный бюджет, то доля будет расти, мы специально смотрели на это, здесь немножко нужно смотреть на возможности бюджета. Но я ещё раз скажу: этот год не показатель, потому что те самые более 5 трлн затрат при мягкой бюджетной политике не отражают картину, которая была бы без последствий COVID.

Спасибо.

 

 

Источник: Пресс-служба Правительства России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*