За десять лет число желающих получить высшее образование снизилось почти в два раза. Таковы результаты исследования, проведенного сервисом по поиску работы Superjob. В этом году о намерении ребенка продолжить обучение в вузе сообщили 43 процента опрошенных, хотя в 2010-м их было 80 процентов. При этом в два раза (до 21 процента) возросло число тех, кто хочет получить среднее профессиональное образование. Эксперты уверены: полученные результаты не отражают всей сложности ситуации, в которой находится система высшего образования сейчас.
Если брать "холодные" цифры, то объяснение полученным результатам простое: во всем виноваты демографическая яма девяностых годов и статистическое сокращение числа тех, кому "пора поступать". Оказал на решение подростков и сложный ковидный год, когда на фоне финансовых проблем многие опрошенные вынуждены пойти работать, чтобы не тратить время и деньги на институт.
Рано начать трудовую деятельность позволяют и возможности больших компаний, обучающих сотрудников под текущие задачи. Однако уже здесь кроется подвох: узкопрофильное обучение никогда не заменит получения фундаментальных знаний в университете, поясняет Юрий Ляндау, эксперт РЭУ имени Плеханова.
Не заменят вузов и краткосрочные курсы, позволяющие онлайн или офлайн получить ограниченный набор практических навыков. В целом онлайн нельзя рассматривать как развитие офлайна - оба формата должны работать вместе. Так же, как онлайн-школы должны дополнять классические вузы, а не заменять их, полагают эксперты.
Если брать "холодные" цифры, то объяснение полученным результатам простое: во всем виноваты демографическая яма девяностых годов и статистическое сокращение числа тех, кому "пора поступать". Оказал на решение подростков и сложный ковидный год, когда на фоне финансовых проблем многие опрошенные вынуждены пойти работать, чтобы не тратить время и деньги на институт.
Рано начать трудовую деятельность позволяют и возможности больших компаний, обучающих сотрудников под текущие задачи. Однако уже здесь кроется подвох: узкопрофильное обучение никогда не заменит получения фундаментальных знаний в университете, поясняет Юрий Ляндау, эксперт РЭУ имени Плеханова.
Не заменят вузов и краткосрочные курсы, позволяющие онлайн или офлайн получить ограниченный набор практических навыков. В целом онлайн нельзя рассматривать как развитие офлайна - оба формата должны работать вместе. Так же, как онлайн-школы должны дополнять классические вузы, а не заменять их, полагают эксперты.
Не случится такая подмена даже в ситуации временного перехода вузов на новый дистанционный формат обучения в ковидный период, который вызвал дополнительную "усталость" и снизил мотивацию к обучению в вузах (особенно по сложным техническим и инженерным направлениям подготовки) многих школьников старших классов и студентов вузов, уверена Ольга Горлова, замдекана по учебной работе экономического факультета РУДН.Проблема в другом - система высшего образования как-то незаметно обесценила сама себя и перестала быть тем общественным институтом, который отвечает за его культуру. Место культуры занял рынок и за ним - громадное число коммерческих вузов, которые еще недавно готовили армии экономистов и юристов в ожидании экономического бума. Свою роль в обесценивании диплома сыграли социальные сети и СМИ, распространяющие мифы о том, как можно быстро добиться успеха, не тратя времени на вуз, напоминает Анастасия Панкина, основатель "101 балл".
Идея быстрого успеха пришла на смену другой - той, которая была доминирующей тридцать лет назад, когда полстраны имело высшее образование. Тогда поступление в вуз было единственным возможным социальным лифтом для любой профессии, вспоминает Александр Рикель, замдекана факультета психологии МГУ имени М. В.?Ломоносова. Реально же потребности в таком числе дипломированных специалистов не было, что и привело к падению спроса на них, уточняет руководитель Департамента развития управленческих программ Русской Школы Управления Константин Тютюнов.
Ориентация на успех, и прежде всего - финансовый, стала и главной мотивирующей идеей поступающих в вузы. Сегодня студенты хотят работать в силовых структурах, в госкорпорациях или стать чиновниками. В частном бизнесе себя видят не более десяти процентов абитуриентов, предпринимателями - не более трех процентов опрошенных, делится наблюдениями Наталья Венерова, гендиректор Центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива".
Есть в этом вина и рынка труда - затраты на получение высшего медицинского образования сегодня никак не имеют корреляции с длительностью и сложностью обучения. В результате поступающие ориентированы только на престижные профессии с высокими зарплатами, а работодатели - только на выпускников определенных вузов, уверен Владимир Трегубов, доцент кафедры Национальной экономики ЭМИТ РАНХ и ГС при Президенте РФ.
Главной ценностью целевой аудитории стало время и его способность превращаться в деньги - во всех смыслах. За институтскими стенами. Многие профессии рождаются и умирают еще до того, как о них узнают составители учебных программ в большинстве вузов. Время стало частью бизнес-модели и многих компаний - согласно опросам, стартапы, например, часто не готовы вести глубокие исследования, потому что ориентированы на быстрый результат, а не на "разговоры с вечностью".
Пока вузы не учитывали время, среднее профессиональное образование фактически вступило с вузами в конкурентную борьбу за слушателей. Для этого у первого есть ряд преимуществ: отсутствие формальной системы ЕГЭ, низкая стоимость (если таковая есть), короткие сроки обучения, ориентация на практические навыки и главное - их актуальность, перечисляет эксперт Павел Чернышов.
Чтобы вернуть потерянный блеск системе высшего образования, нужно прежде всего восстановить традиционную цепочку "школа - вуз - работа", уверен Александр Снегуров, профессор МГПУ.
Способствовать правильному выбору профессии должна и система профессиональной ориентации, как в советских школах. Вчерашние школьники просто не понимают, что им может дать диплом, кем они могут работать. В результате лишь каждый пятый после вуза работает по специальности. Правильный выбор профессии даст все условия для хорошего старта, а возможность учиться бесплатно поможет студентам не отвлекаться на подработки.
Поменяться должна и сумма знаний - надо отказаться от того, что можно долго изучать в теории, а затем применять полученные знания на практике. Путь профессионала в любой сфере - это путь ошибок, поэтому учиться "впрок", чтобы гарантированно избежать их, не получится, уточняет Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда.
В целом же тренд нелюбви к глобальному образованию большинство экспертов считает временным, как и дно демографической ямы. Ожидается, что к 2030 году число поступающих в вузы увеличится на 40 процентов по сравнению с 2020-м. Так что осталось подождать совсем немного, чтобы понять, сбудутся эти прогнозы или нет. А пока самой дефицитной профессией стала профессия инженера... Не сложно догадаться почему.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.