Состоялось очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке

19.03.2021 160

16 марта  состоялось  очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке.     Провел заседание  глава Комитета Вячеслав Никонов.

Депутаты заслушали отчет о работе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  в 2020 году, с которым выступил руководитель ведомства Анзор Музаев.

Выступление вызвало активную дискуссию, в ходе которой депутаты высказали целый ряд предложений и замечаний по вопросам аккредитации вузов, особенностям организации сдачи ОГЭ и ЕГЭ в текущем году, количеству проверочных работ в школах.

По результатам обсуждения отчет ведомства был принят к сведению.

Вторым вопросом повестки дня стал отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году. С докладом выступил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев.

Аудитор отметил, что по данным Счетной палаты с 2014 года не растёт относительный объём государственных расходов на образование.

«Эта тенденция получила продолжение в федеральном бюджете 2021-2023 годов. В соответствии с основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020-й и 2021 год, расходы бюджетной системы на образование находятся  на уровне 3,9 процента ВВП в 2021 году. Потом снижение -  3,7, 3,6. В общем, тенденция на снижение. Несмотря на все усилия, бюджетный маневр в пользу инвестиций в человеческий капитал, с нашей точки зрения, пока не реализуется. Для сравнения -  в странах ЕС в 2019 году доля расходов на образование составила в среднем 4,7 процента, а в некоторых странах гораздо выше, например,  в Швеция - 6,9 процента», - сообщил аудитор.

«Проблема недофинансирования вызывает и другие проблемы. Это, конечно же, проблемы, связанные с отставанием цифровой трансформации организаций образования. У вузов практически отсутствуют бюджеты развития. Расходы на материально-техническое обеспечение и современную исследовательскую базу образовательных организаций недостаточны», - добавил Дмитрий Зайцев.

По его словам, российская наука также существенно отстаёт от ведущих стран мира по уровню финансирования научных исследований и разработок. Кроме того, не происходит диверсификации источников финансирования. «У нас  главным источником финансирования науки является федеральный бюджет. А в странах-лидерах финансирования НИОКР -  бизнес и иные источники», - сообщил аудитор.

Кроме того, Дмитрий Зайцев выделил риски для выполнения национальных проектов «Образование» и «Наука», связанные с недостаточным финансированием.

Подводя итоги обсуждению, которое состоялось после доклада  Дмитрия Зайцева, председатель Комитета Вячеслав Никонов отметил высокое качество доклада Счетной палаты и его соответствие рекомендациям, которые давал Комитет в прошлые годы.

Он подчеркнул, что проблема недофинансирования науки и образования хорошо известна депутатам и многократно обсуждалась на Комитете.

 «Мы отмечаем в нашем решении отсутствие роста объемов государственных расходов на образование. И эта тенденция получила продолжение в федеральном бюджете. Отсутствие роста расходов на гражданскую науку, как по отношению к ВВП, так и в расходной части федерального бюджета. Существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню финансирования научных исследований и разработок, отсутствие движения в сторону диверсификации источников финансирования научных исследований и разработок. Соответственно, исходя из этих основных замечаний,  мы даем рекомендации Правительству Российской Федерации.

 Мы принимаем к сведению отчет Счётной палаты. И мы отмечаем высокое качество отчета и соглашаемся с основными выводами, которые содержатся в отчете  Счётной палаты», - резюмировал Вячеслав Никонов.

Кроме того, члены Комитета  рассмотрели в первом чтении проект федерального закона № 1061478-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(в части предоставления и выплаты студенческого капитала), внесенный  группой депутатов.

С докладом выступила Ольга Пилипенко, которая сообщила о большом количестве неточностей и недоработок в проекте данного закона.

По результатам обсуждения Комитет решил рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.

 

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*