Фонд «Цивилизация»: сделать заботу о природе частью менталитета

12.03.2021 184

Более пяти тысяч волонтеров и экоактивистов объединил благотворительный экологический фонд «Цивилизация» — НКО из Нижнего Новгорода, занимающаяся экологическим просвещением граждан. Сотрудники фонда стремятся изменить отношение людей к окружающей среде, сделать заботу о природе частью менталитета.

О том, как родилась идея создания фонда, рассказала руководитель «Цивилизации», член Общественной палаты Нижегородской области, председатель Нижегородского регионального отделения Российского экологического общества, член Союза журналистов России Светлана Васильева.


Из журналистики в благотворительность

Я пришла в общественную деятельность из тележурналистики, где моя работа была связана с экологической тематикой. С 2007 года в эфир выходила экологическая телепередача «Территория завтра». За 11 лет было создано более 150 телепрограмм, несколько тематических циклов, один из которых, «Волга — право на жизнь», в 2014–2015 годах демонстрировался на Общественном телевидении России.

Фото - oprf.ru

Почти параллельно с производством телепрограммы началась общественная деятельность. По первому образованию я педагог, и мне не хватало более тесного взаимодействия с людьми, особенно с подрастающим поколением, захотелось работы «на земле». Нужно было менять саму парадигму своей деятельности — выводить ее в общественное пространство. В 2010 году мы зарегистрировали первую некоммерческую организацию, которая получила одноименное название «Территория завтра». Члены НКО проводили экологические уроки в школах, экскурсии на эколого-ориентированные предприятия региона, организовывали патриотические слеты, акции по очистке берегов рек и парковых пространств от мусора и многое другое. 

В процессе общения с волонтерами и участниками мероприятий рождались идеи новых проектов: найти пути решения проблем экологии мы пытались сообща, используя свой первоначальный опыт. Нас как журналистов волновал вопрос, что же именно может повлиять на воспитание экологически осознанного человека, кто и как формирует экологическую культуру? Так в деятельности появились конкурсы творческих видеоработ на экологическую тематику и школа юного экокорреспондента. А в 2017 году, в Год экологии в России, мы задумались над созданием еще одной общественной организации — так появился благотворительный экологический фонд «Цивилизация», который за два с небольшим года расширил наши горизонты.

Направить людей на созидание 

Я считаю, что только взаимодействие и сотрудничество людей способны сохранить этот хрупкий мир. Наша задача в рамках просветительской деятельности обсуждать, рассказывать и направлять людей на созидание. Еще с первых своих творческих шагов в тележурналистике я отчетливо понимала, в моих руках два мощных инструмента — объектив видеокамеры и слово, пропущенное через сердце. Слово и кадр, обращенные во имя природы, способны многое изменить и увлечь за собой в созидательную деятельность. Именно эту мысль и идеологию мы несем не только через наши экологические телепрограммы, которые продолжают выходить уже под одноименным с фондом названием — «Цивилизация», но и через все наши мероприятия. 

Фото - oprf.ru

За последние годы мы значительно расширили нашу деятельность, но журналистике остались верны. Но если раньше телепрограмма была осью, центром нашей работы, то сегодня наоборот — наши общественные мероприятия — главные драйверы.

Программа выходит в эфир на Общественном телевидении России и на ТК «Волга», также мы продолжаем работать с волонтерами, вовлекаем все большее количество людей, молодежи в экологическую деятельность. 

Проект #ЭКОПРИВЫКАЙ — время действовать 

Уже два года в Нижегородской области мы реализуем просветительский интерактивный экологический проект #ЭКОПРИВЫКАЙ. Это серия уличных городских акций по обучению граждан раздельному сбору отходов. Также в рамках этого проекта мы проводим экологические уроки в школах области, выходим на очистку берегов рек от мусора, запускаем рыбу в водоемы. Одно из последних наших мероприятий — акция по зарыблению Волги молодью краснокнижной стерляди. В этом году вместе с волонтерами, представителями других общественных организаций мы выпустили в реку около трех тысяч особей. Это было трогательное действо, на которое собралось более 120 человек.

Фото - oprf.ru

Сегодня экологически осознанных людей становится все больше. Мы живем в такое время, когда слово «экология» становится синонимом слова жизнь. Людям не только небезразлично, какую воду они пьют, каким воздухом дышат, каким будет будущее их детей и внуков, — они хотят личного участия. Поэтому перед собой мы ставим задачу расширять и углублять наши проекты, направленные на экологическое просвещения в различных сферах.

Формирование экологического сознания с помощью журналистов и через журналистов

В последние годы деятельность нашей организации прочно связана с таким направлением, как развитие современной экологической журналистики. 

И в этом плане хочется отметить два важных проекта. Первый — это проведение ежегодного открытого конкурса-фестиваля журналистских и творческих видеоработ экологической тематики «Территория завтра». 

Экожурналисты показывают экологические тренды, реальные дела экообщественников, а также процессы, которые происходят в природе. И не просто показывают, а пропускают кадр или слово через свое неравнодушное сердце, заставляя задуматься, о том, что останется нашим потомкам после нас, какое будущее, какая территория завтра...

Наш конкурс-фестиваль собирает на своей ежегодной площадке экожурналистов и эковидеопроизводителей из разных уголков России и мира. И именно через их работы мы знакомимся с героями сегодняшнего дня, делающими этот мир лучше и чище. В 2021 году фестиваль пройдет уже в пятый раз, сегодня он уже получил статус международного. Несмотря на пандемию, в 2020 году мы получили более 150 работ из различных уголков России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Фото - oprf.ru

Другой проект — наш совместный с Нижегородским госуниверситетом — открытие магистерской программы по подготовке журналистов-экологов. Сегодня экожурналисту необходимы знания как в области понятийных элементов самого предмета экологии, так и в формах и жанрах подачи экологического материала. В связи с этим резко возрастает необходимость качественного уровня подготовки журналистов, специализирующихся на экологической проблематике. 

С этого года в институте филологии и журналистики ННГУ имени Н.И.Лобачевского открыта магистерская программа «Глобальные проблемы окружающей среды в контексте современных медиа». Среди предметов программы будут как общие дисциплины подготовки журналистов, так и прикладные экологические предметы, которые расширят понятийный аппарат магистрантов, дадут представление о проблемах и рисках в сфере экологии, научат разбираться в сложности экологической проблематики. Отдельно в рамках программы будут рассмотрены такие аспекты, как реализация национального проекта «Экология» и экологическая безопасность, социальная экология и этика экожурналиста, а также политика государства в области охраны окружающей среды.

Умеем зацепить аудиторию и готовы делиться навыками

Взаимодействие некоммерческого сектора и СМИ — это совсем непросто. В этом смысле нам повезло. У нас уникальная ситуация — история нашей общественной работы началась с тележурналистики, и с законами СМИ мы знакомы, что называется, изнутри. Мы понимаем, как доносить информацию через СМИ и соцсети, видим тренды и готовы делиться этим опытом. 

Весь коллектив нашей организации с большим и знаковым опытом в сфере тележурналистики. Все коллеги — опытные специалисты, каждый их них — важная составляющая общего дела. Не надо объяснять, что мы понимаем друг друга с полуслова. В этом залог дружбы и взаимовыручки. Мы все взаимозаменяемы. Кто-то снимает репортаж для телепрограммы, кто-то готовит материалы для соцсетей, кто-то пишет сценарий мероприятия, но на качестве итогового контента это не отразится. В нашем коллективе все понимают жанровую специфику — ведь есть большая разница между материалами для соцсетей и для печатных или электронных изданий. Я могу написать большую статью на экологическую тему для печатного издания, но вот что именно взять кратко для соцсетей — это видит наш молодой специалист в сфере социальных медиа. 

Фото - oprf.ru

Мы готовы проводить какие-то вебинары по этой теме, возможно в сотрудничестве с ОП РФ. Я понимаю, что СМИ не берут некоторые материалы, потому что нужно зацепить аудиторию, а НКО не всегда предлагают информацию в необходимом виде. Важно использовать различные новые технологии и не забывать о рисках. Согласна, что это трудно и нужны средства для такой работы. В рамках проектной деятельности они должны закладываться, но это непременно окупится.

Прислушиваться к интуиции, вдохновляться решением проблем

В прошлом году мы получили финансирование от Фонда президентских грантов на реализацию проекта #ЭКОПРИВЫКАЙ, о котором мы упомянули выше. Сам проект небольшой, реализация его ограничена несколькими районами Нижегородской области, но в нем много сегментов, он интерактивный, простой, доступный и понятный. В этом году мы планируем его продолжение и развитие. Включается такой обучающий элемент, как настольная игра «Как управлять отходами», которая прошла апробацию в одной из школ нашей области.

Надо сказать, что ранее мы подавали заявки на гранты, и три раза подряд мы получали отказ. Главное — не опускать руки и идти к своей цели. Чувствовать то, что востребовано в обществе сегодня. Продумывать проект, четко выстраивать логику и логистику. Все должно быть просто и понятно.

На сегодняшний день НКО активно поддерживаются со стороны государства, и многие организации имеют возможность делать дело своей жизни. Кроме того, бизнес сегодня готов вкладывать средства в социальную сферу.

Желаю начинающим активистам или тем, кто только планирует выбрать путь благотворительности, верить в себя: прислушиваться к своей интуиции, изучать свои сильные стороны, вдохновляться тем, что решение той или иной социальной проблемы привлекает других людей и помогает сделать этот мир чуточку лучше.

 

Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*