Преподавателям ДПО: университет делится опытом педагогического дизайна

01.03.2021 282

Эксперты Томского государственного университета поделились своим опытом на пресс-конференции Издательского дома «Аргументы и Факты» на тему «Педагогический дизайн в программах дополнительного профессионального образования». Педагогический дизайнер сейчас – одна из самых востребованных вакансий на рынке труда в сфере образования. Эти специалисты помогают преподавателям-предметникам выстроить свой курс с расчетом на то, чтобы исходя из ситуации его можно было быстро переформатировать. Особенно актуально это стало с началом пандемии. В Томском госуниверситете школы педагогического дизайна в 2020 году проводились трижды, за это время было обучено более 900 человек.

Ограничения, вызванные COVID-19, отразились и на системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Повсеместное развитие онлайн-обучения потребовало от учащихся нового уровня самоорганизации, а от преподавателей – владения специальными технологиями обучения и разработки новых методов преподавания. О том, какими компетенциями должен сегодня обладать педагог в условиях постковидной реальности, а также о программах подготовки новых учителей рассказали эксперты ТГУ.

Педагогический дизайн 1.jpgФото - tsu.ru

Говоря о проблемах дополнительного профобразования, директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская заметила, что они не стоят особняком от проблем профессионального образования в принципе – как высшего, так и среднего. Однако в системе ДПО эти проблемы более сконцентрированы и быстрее дают о себе знать. Связано это с тем, что по времени обучения программы короткие и должны быть выстроены под конкретную цель, тогда как программы, которые разрабатывают университеты, построены на традициях вузовского образования и предполагают глубокий контент.

– Мы нашли для себя ход, который считаем чрезвычайно продуктивным. Начали подходить к программам любого уровня – и ДПО, и вузовским – с позиции того, что в мире называется «педагогический дизайн». Это специальная технология подхода к образовательному продукту. У нас, как у инженеров, должно быть четкое видение того, что получится. Инженер ведь не делает что-то просто так, он работает для конечного потребителя. И у нас должны быть и этап четкого анализа целей, и пошаговая технология проектирования, – подчеркнула Светлана Велединская.

На этих этапах учитываются особенности и потребности аудитории, возможности среды, подбор инструментов среды с учетом того, что большая часть занятий проводится в формате онлайн. Данная технология – как конструктор, позволяет в любой момент перестроить программу под определенные условия. По такому принципу в 2020 году ТГУ начал реализацию большого блока программ с областным Институтом повышения квалификации работников образования. Это обучение в несколько приемов прошли более 900 педагогов региона.

– В начале года потребителей нужно было просто ознакомить с возможностями цифровых инструментов, чтобы развивать образовательный процесс. Программа была спроектирована – и тут мы вступили в период пандемии. Сразу же часть программы была перепроектирована, чтобы помочь учителям работать в новых условиях. Вот этот подход как раз и позволяет вывести систему образования на новую дидактику – через понимание у преподавателя дизайнерского мышления. Он должен видеть не глубину контента. Должен быть подход к образовательному процессу как к дизайну, преподаватель должен его строить и перестраивать, видя обратную связь, – пояснила Светлана Велединская.

Свои наработки в этом направлении ТГУ также показал, участвуя в федеральном проекте «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» – по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. В 2019 и 2020 годах Томский госуниверситет выиграл гранты на бесплатное обучение слушателей передовым образовательным технологиям. Пройти повышение квалификации смогли преподаватели российских вузов и сотрудники компаний, заинтересованных в развитии корпоративного обучения – в общей сложности более 2 000 человек. За те же два года было спроектировано свыше 200 программ ДПО. 

Как отметил, в свою очередь, и.о. ректора, первый проректор ТГУ Виктор Дёмин, на рынке труда уже несколько лет наблюдается серьезная неопределенность – часть профессий перестают быть востребованными, другие, напротив, становятся актуальнее, при этом появляются еще и новые. В такой ситуации система дополнительного профессионального образования и повышения квалификации оказалась на пике востребованности – она наиболее точно может адаптировать компетенции людей к запросам работодателей.

– Мы в этом направлении работаем не первый год, и это одна из основных задач ТГУ – предоставлять дополнительные образовательные услуги. Мы понимаем, что содержание этих программ, их организация и педагогический дизайн, конечно, должны соответствовать еще и задачам трудоустройства. Постоянно стараемся рассматривать эти две темы в связке. В частности, создаем новые программы вместе со службами занятости и нашего, и других регионов. Акцент делаем на тех профессиях, которые востребованы, – сказал Виктор Дёмин.

Одна из особенностей программ дополнительного профессионального образования в том, что чаще всего их участники хотят получать новые знания в удобное для себя время и в сжатые сроки. В связи с этим по максимуму используются дистанционные методы обучения. Особенно актуально это стало, когда вся отрасль ДПО в новой реальности, связанной с ковидом, столкнулась с необходимостью новых подходов к проектированию обучающих программ. Они должны строиться на принципиально иных основаниях, которые сегодня называют цифровой дидактикой, и сегодня ТГУ все свои программы ДПО пытается строить именно на таких основаниях.

В качестве примера директор Института дистанционного образования ТГУ Михаил Шепель привел несколько таких пилотных программ по подготовке предпринимателей – чтобы человек смог стать самозанятым либо зарегистрироваться в качестве ИП. Для участников программ организуют образование в смешанном формате – обучение с тренером в аудиториях, возможность подключиться к встрече удаленно, тьюторское сопровождение вплоть до защиты бизнес-плана. Особое внимание уделяется подключению специалистов из регионов.

– Рынок труда сейчас меняется в сторону самозанятости, и количество самозанятых в реальном секторе экономики – один из ключевых параметров эффективности развития регионов. Поэтому разработка такого рода программ – стратегически важная цель не только отдельно взятого университета, но и страны в целом. Есть уже понимание, что государство в рамках различных федеральных проектов будет стимулировать развитие практикоориентированных программ ДПО именно сетевого характера, чтобы вузы могли подключиться к решению общих задач, – подчеркнул Михаил Шепель.

В онлайн-конференции также приняла участие директор Института передовых технологий обучения ТГУ Елена Другова. Модератором выступила политический обозреватель «АиФ» Наталия Андрущенко.
Полная запись пресс-конференции доступна на канале пресс-центра «АиФ» в YouTube.

 

Пресс-служба ТГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*