Учителя проверили себя на знание "цифры" и креативность

25.02.2021 238

О том, в чем хороши педагоги, почему больше всего учителей заинтересовал тест по цифровым компетенциям и как в школе обстоят дела с развитием креативности, "Российской газете" рассказала руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Ирина, учителям предложили проверить свои навыки по разным направлениям. Среди них самыми популярными оказались тесты по цифровой грамотности и функциональной грамотности. Почему?

Ирина Савицкая: Давайте начнем с того, почему вообще учителям интересно проходить такую диагностику. Педагоги часто говорят, что им не хватает беспристрастной "экологичной" обратной связи о своих навыках. В школе, конечно, есть открытые уроки, есть внутришкольная система оценки качества образования. Но не хватает диагностики по направлениям, которые стали актуальными относительно недавно (функциональная грамотность, цифровые компетенции). Учителя в таких вопросах чувствуют себя не очень уверенно и не знают, как себя оценивать.

Мы решили создать независимую "лабораторию" с тестами, где учитель мог бы выбирать актуальную именно для него диагностику и проходить ее на свое усмотрение. Получился интенсив "Я Учитель".

В марте 2020 года он прошел в первый раз. Был всего один тест по компетенциям "современного успешного учителя", и этот тест прошли более 120 тысяч учителей. Мы спросили участников тестирования, по каким еще направлениям они хотели бы пройти диагностику. Оказалось, что учителя более всего заинтересованы в диагностике цифровых компетенций, навыков развития функциональной грамотности у учеников и профессионального выгорания.

В октябре 2020 года мы провели интенсив во второй раз, добавив туда все перечисленные тесты. В итоге тест "Цифровые компетенции педагога" прошли более 63 тысяч учителей, а тест "Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности у учеников" - почти 41 тысяча.

С цифровой грамотностью все понятно, а что такое функциональная грамотность?

Ирина Савицкая: Это способность применять полученные навыки и знания в повседневной жизни. Сюда входит финансовая, математическая, естественно-научная и читательская грамотность, креативное мышление и глобальная компетентность. Согласно исследованию PISA, проведенному в 2018 году, функциональная грамотность у российских школьников развита средне: по уровню математической грамотности Россия заняла 30-е место среди 76 стран-участников, по читательской - 31-е, по естественнонаучной - 33-е место.

А, между тем, формирование функциональной грамотности у учеников - один из ключевых навыков современного педагога.

Лучше всего в этом разделе педагоги справились с заданиями по финансовой грамотности. В чем секрет?

Ирина Савицкая: Просто это очень прикладная история. Финансовая грамотность - это про то, как посчитать процент налога, что такое валюта, кредит, чем он отличается от ипотеки. Тема на повестке очень давно, и в России много материалов именно по развитию финансовой грамотности: курсы, методички, образовательные программы, в том числе разработанные вместе с банками. Это наиболее проработанное направление функциональной грамотности. Поэтому понятно, чему учить детей. То, что 90% учителей набрали более половины от максимального числа баллов в заданиях по финансовой грамотности - ожидаемый результат. Кстати, задания к тестам были разработаны вместе с экспертами МГПУ: это практические "кейсы" из школьной жизни самих педагогов.

А что с остальными навыками?

Ирина Савицкая: С естественно-научной, читательской и математической грамотностью все неплохо. С глобальными компетенциями сложнее. Напомню, что глобальные компетенции подразумевают умение изучать всемирные и межкультурные проблемы, понимать и уважать различные взгляды и мировоззрения. С креативностью тоже ситуация непростая.

С чем это связано?

Ирина Савицкая: Креативность - это когда ты ищешь новые варианты, нестандартные решения, когда умеешь выйти за рамки. В школе все-таки в основном учат мыслить внутри рамок и давать только правильные ответы. Это тоже важно, но никакого отдельного "пространства" для формирования креативного мышления в школе сейчас не существует. Это первый момент. Второй: чтобы развивать креативное мышление у детей, нужно самому его использовать. Сложно креативить, работая в школе 20-30 лет и каждый год или каждые 3-5 лет проходя один и тот же рабочий цикл.

Есть еще один интересный момент: до сих пор ни в одном исследовании PISA не было измерения креативных навыков. В этом году они впервые включены в тестирование. Так что мы получим срез по стране, сможем сравнить себя с остальным миром.

Примерно те же проблемы - с глобальными компетенциями.

Чем может помочь школа?

Ирина Савицкая: Если мы говорим про креативное мышление - это могут быть курсы, материалы, которые помогут и учителям, и ученикам выйти из зоны комфорта, мотивируют создавать, искать нестандартные решения. Директора могут сначала отправить учителей на соответствующие курсы, а после этого - постепенно вводить практику на уроках. Но тут важно отметить: креативность - не только творчество. Быть креативным - не значит, к примеру, уметь нарисовать хороший рисунок. Можно отлично рисовать, но при этом совсем не быть креативным. А мальчик-математик, далекий от изобразительного искусства, будет высшей степени креативен, находя уникальные варианты решения задач. Креативность - это про поиск новых решений, про умение нестандартно видеть ситуацию.

С заданиями по цифровой грамотности большинство учителей (87%) справились хорошо - получили более половины возможных баллов. Дистанционное обучение пошло на пользу?

Ирина Савицкая: Интересно, что тест по цифровым компетенциям оказался самым востребованным - его прошло больше всего педагогов. Высокие результаты учителей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, на онлайн-диагностику приходят учителя, в целом готовые к работе в цифровой среде. Во-вторых, на момент теста (осень 2020 года) прошло полгода с начала пандемии, во время которой учителя были вынуждены осваивать дистант, что не могло не сказаться на результатах. Как мне кажется, прошедшие тест учителя действительно обладают базовыми цифровыми компетенциями - вопрос в том, есть ли у них желание и возможность применять технологии в своей работе. Кстати, согласно нашему исследованию, лучше всего цифровые компетенции развиты у преподавателей физико-математических дисциплин в средней и старшей школе, хуже всего - у педагогов "началки".

Какие еще "точки роста" выявило исследование?

Ирина Савицкая: Школьным учителям следует обратить более пристальное внимание на умение находить индивидуальный подход к ученикам, на свою ориентированность на учебный результат и на способность анализировать свои действия.

Следующий Интенсив программы Я Учитель мы проводим с 15 марта по 15 апреля 2021 года - на него мы приглашаем всех заинтересованных учителей. Мы обновим все вопросы в существующих тестах, а также добавим новое направление диагностики.

Комментарий

Наталия Шевелева, завкафедрой Института непрерывного образования МГПУ:

- Чтобы развивать креативное мышление у детей, оно должно быть хорошо развито у самих педагогов. В случае с учителем креативное мышление ― это умение увидеть, что ребенок создал нечто новое, освободиться от рамок "правильности". Педагог не должен исходить из позиции "есть только два мнения ― мое и неправильное". Сейчас появляются учебники, в которых ответ на задание не ограничивается исключительно одним верным вариантом. Но традиционная дидактика не делала упор на развитие креативности, и перестроиться бывает сложно.

Автор: Мария Набиркина

 

Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*