Представители российских вузов поделились опытом перехода на дистанционное обучение
8 февраля в ОП РФ по инициативе Комиссии по развитию высшего образования и науки состоялась конференция «Организация учебного процесса в условиях пандемии: опыт вузов».
Модератором встречи выступил член Комиссии ОП РФ, декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян.
Об опыте организации учебного процесса в условиях пандемии в Высшей школе экономики за 2020 год рассказал проректор НИУ ВШЭ, доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук, к.э.н. Сергей Рощин.
В качестве ключевых факторов быстрого перехода на онлайн-обучение спикер назвал техническую готовность, отлаженные бизнес-процессы администрирования учебного процесса и готовность создавать и корректировать локальные нормативные акты в диалоге с академическим и студенческим сообществом.
Он также сообщил, что в НИУ ВШЭ действует накопительная система оценивания успеваемости студентов, когда финальная оценка зависит не столько от результатов сессии, сколько от множества оценок, полученных в процессе обучения. Это, по словам Сергея Рощина, позволяет существенно снизить риски недобросовестного поведения студентов на экзамене.
Фото - oprf.ru
В качестве технических вопросов, которые пришлось оперативно решить, Сергей Рощин отметил обеспечение нуждающихся студентов и преподавателей соответствующей техникой, закупку аккаунтов Zoom для преподавателей и облачных хранилищ, организацию пула цифровых ассистентов из числа студентов.
«Дистанционное обучение — это не заочное обучение. Все зависит от плотности контакта, диалога. Мы уделили внимание не только организации занятий в дистанционном формате, но и проведению консультаций. Практика показала, что такая система стала важнейшей компонентой организации качественного учебного процесса и компенсировала невозможность общаться непосредственного в аудитории», — сообщил Сергей Рощин.
Председатель совета директоров вузов России, член-корреспондент РАО, президент Южного федерального университета Марина Боровская в свою очередь отметила, что при переходе на дистанционное обучение преподаватели столкнулись с такими трудностями, как методическая неготовность, технические сложности при установке соответствующих программ, недостаточный уровень компьютерной грамотности, отсутствие учебно-методической базы (электронные учебники, презентации, видеопрограммы), физическая усталость от постоянной работы с компьютером.
Спикер также рассказала об опыте создания веб-лабораторий.
«Мы применяем смешанную форму обучения. У нас есть молодые коллеги, которые работают в аудиториях по целому ряду лабораторных проектов. При этом многие преподаватели оборудовали свои домашние веб-лаборатории и готовы записывать лекции. Сегодня мы предлагаем коллегам записывать свои лекции в стенах университета и предоставлять их студентам. Ранее таких лабораторий было всего по две-три у каждого вуза, сегодня мы расширяем этот аспект», — пояснила она.
Заместитель заведующего по учебной работе кафедры сравнительной политологии РУДН доцент Дарья Казаринова рассказала о том, как в условиях пандемии организована работа с иностранными студентами.
«Весной прошлого года мы не пошли по пути расселения общежитий и не отправляли студентов домой. У нас в институте учатся студенты из стран, где уровень жизни гораздо ниже, чем в России, и мы хотели, чтобы они остались и в случае необходимости могли получить в кампусе медицинскую помощь более высокого уровня», — сообщила она.
Дарья Казаринова пояснила, что университет достаточно быстро перешел на систему дистанционного обучения, и сейчас в нем применяется система ТУИС, которую успешно освоили и российские, и иностранные студенты.
В свою очередь Генри Сардарян заявил, что дистанционный формат обучения, безусловно, важен как экстренная мера, позволяющая избежать прерывания учебного процесса, и в нынешних условиях является практически безальтернативным. При этом, по мнению эксперта, его повсеместное внедрение в качестве замены очного обучения в корне неверно.
«Мы не только передаем знания, но и несем воспитательную функцию. Важнейшей частью учебы является социализация и командная работа. Во время пандемии мы в МГИМО проводили самые разные мероприятия, встречи с успешными лидерами в различных сферах, вплоть до дистанционного КВН. Однако мы очень беспокоились, что студенты первого курса, проучившись очно совсем недолго, вынуждены были смотреть на своих однокурсников и профессоров через телефоны и планшеты. Поэтому сейчас очень большое внимание уделяется тому, чтобы суметь сохранить очный формат обучения», — отметил он.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.