Указом Президента Российской федерации Владимира Владимировича Путина 2021 год объявлен Годом науки и технологий.
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева является одним из ведущих научно-образовательных центров Республики Мордовия. Научно-исследовательская деятельность в вузе сконцентрирована на решении актуальных научных проблем в области педагогики и образования, психологии, языкознания, истории и этнологии, физики и математики, биологии и химии, технологии и информатики, а также физической культуры и спорта. Стратегическими целями научно-исследовательской деятельности педагогического университета являются обеспечение качества подготовки педагогических кадров, создание индивидуализированной системы непрерывного развития профессиональных компетенций педагогических работников, научно-методическое сопровождение развития
Фото - mordgpi.ru
Эффективным инструментом усиления интеграционных связей педагогического университета и региональной системы образования является создание базовых кафедр вуза на площадках образовательных организаций. Базовые кафедры создаются с целью развития научно-образовательной и инновационной деятельности вуза; усиления практической направленности образовательного процесса на основе привлечения к преподаванию высококвалифицированных специалистов-практиков. Вузом заключено 11 договоров с муниципальными образовательными организациями г. о. Саранск по созданию базовых кафедр университета различной тематики и направленности.
Ежегодно МГПУ расширяет сферы сотрудничества с педагогическими вузами (Чувашским государственным педагогическим университетом имени И. Я. Яковлева, Ульяновский государственным педагогическим университетом имени И. Н. Ульянова, Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы и др.), научными и образовательными организациями. 2020 год ознаменован подписанием соглашения о сотрудничестве Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева и Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В рамках соглашения организации планируют сотрудничество по вопросам сохранения и развития финно-угорских языков и литератур народов Российской Федерации в условиях поликультурного образовательного пространства; научно-методическое сопровождение учащихся, учителей-словесников и руководителей методических объединений Республики Мордовии и Ханты-Мансийского автономного округа; проведение научно-образовательных и культурно-просветительских мероприятий.
С целью развития взаимовыгодного международного партнёрства в области образования и науки 10 марта 2020 г. Мордовским государственным педагогическим университетом имени М. Е. Евсевьева был подписан договор с двумя вузами Республики Узбекистан – Андижанским государственным университетом имени З. М. Бабура и Термезским филиалом Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами.
В рамках Международной научно-практической конференции – XXХIII Сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования 29 – 30 октября 2020 года Мордовскому государственному педагогическому университету имени М.Е. Евсевьева вручен сертификат о проведении следующей сессии в 2021 году. Также Т. И. Шукшиной, проректору по научной работе МГПУ, была вручена медаль «За заслуги в развитии истории педагогики» имени З.И. Равкина.
Педагогический университет с каждым годом укрепляет связи с Российской академией образования. На базе МГПУ осуществляет свою работу Мордовский научный центр Российской академии образования. Имея статус федеральной инновационной площадки Минобрнауки России, педагогический университет успешно реализует опытно-экспериментальную программу по разработке и внедрению модели эффективной интеграции вуза и образовательных организаций региона в целях повышения качества образования. Эта работа в 2020 году признана экспертной комиссией Минобрнауки России в числе лучших вузовских инновационных практик.
В вузе осуществляются широкомасштабные научно-исследовательские работы по проблеме, направленной на теоретико-методологическое обоснование и разработку модели и технологий пропедевтической подготовки младшего школьника к будущему выбору профессии (руководитель – профессор М.В. Антонова).
Ведущие исследовательские коллективы педагогического университета получили в 2020 году грантовую поддержку Российского фонда фундаментальных исследований. Это проекты: «Методология, теория и технологии практико-ориентированной подготовки в условиях инновационной образовательной среды вуза» (руководитель – профессор Т. И. Шукшина), «Формирование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования» (руководитель – профессор Н. В. Рябова), «Проектирование коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра» (руководитель – доцент Е. В. Золоткова). Реализуемые проекты имеют прикладное значение и востребованы в образовательной практике региона.
В 2020 году вуз стал победителем конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» направления (подпрограммы) «Совершенствование управления системой образования». Команда Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева завершила реализацию проекта «Разработка учебно-методических ресурсов для сопровождения изучения русского языка различными группами обучающихся», результатом которого явилось создание трех разнострановых учебно-методических комплекта, предназначенных для обучения русскому языку как иностранному в центрах открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, а также в начальных классах общеобразовательных организаций в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане.
Привлечение и закрепление молодежи в сфере научной деятельности является одним из приоритетных направлений развития вузовской науки. Важно отметить, что реализация этого направления в вузе имеет государственную поддержку. Так, перспективный молодой исследователь-физик К. С. Лапин выполняет Грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (проект «Направляющие функции, вращения векторных полей и существование ограниченных по Пуассону решений нелинейных систем»). Ученый вошел в число 22 представителей ведущих российских федеральных и научно-исследовательских университетов, институтов российской академии наук по направлению «Связанность территории российской федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики».
Аспиранты педагогического университета Д. В. Рыжов и Н. Е. Горячев выполняют аспирантские проекты РФФИ. Результаты их исследований будут представлены в виде кандидатских диссертаций.
С целью повышения качества научно-исследовательской работы студентов в университете эффективно функционируют студенческие научные группы и кружки. Руководителям объединений и кураторам студенческих научных обществ факультетов предложены инструменты для планирования, координации работы научных студенческих объединений. На каждый семестр учебного года утверждаются планы научно-исследовательских групп и объединений, в которых раскрываются механизмы реализации организационных и исследовательских задач с указанием конкретных научных результатов. Расписания работы адаптированы для работы в разных форматах и позволяют преподавателям работать с каждым студентом для реализации их исследовательского потенциала. В 2020 году по результатам работы студенческих исследовательских объединений опубликовано свыше 700 научных статей, получено 13 охранных документов Роспатента на объекты интеллектуальной собственности, разработчиками которых стали студенты.
Для популяризации науки и научных достижений, привлечения студентов-первокурсников к научному творчеству ежегодно в вузе проводится Фестиваль науки, включающий обширную программу научно-популярных и просветительских мероприятий, в которых принимают участие известные российские ученые, специалисты производственной сферы, чья деятельность связана с внедрением научных разработок и инноваций, общественные деятели, педагоги и обучающиеся образовательных организаций различных уровней.
Для распространения позитивного опыта и лучших практик работы научных студенческих объединений проводится конкурс «Лучшее научное студенческое объединение МГПУ». В этом году на конкурс каждым факультетом было выдвинуты достойные объединения, которые представили результаты своей работы.
В рамках конкурса «Лучший студент-исследователь года» было представлено 24 портфолио, в которых студенты отразили результаты научно-исследовательской работы за учебный год. По итогам конкурса победителем объявлена студентка 3 курса факультета психологии и дефектологии Бабий Татьяна Владимировна. Одним из основных исследовательских конкурсов МГПУ является конкурс научно-исследовательских работ студентов. В номинации «Естественные и технические науки» было представлено 13 работ, в номинации «Социально-гуманитарные работы» – 38 работ, в номинации «Психолого-педагогические работы» – 45 работ. В данном конкурсе также представили свои работы 17 студентов среднего профессионального образования в отдельной номинации «Психолого-педагогические науки».
Студенты успешно представляют вуз во всероссийских и международных мероприятиях.
МГПУ является площадкой проведения значимых всероссийских мероприятий. В 2020 году университет стал вузом-соорганизатором Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я – профессионал» по направлениям подготовки Педагогическое образование (основное), Специальное (дефектологическое) образование и Психолого-педагогическое образование.
В заключительном туре Олимпиады принял участие 51 студент, из которых 8 человек прошли в очный тур и представили вуз на площадке Московского городского педагогического университета.
Четыре студента факультета психологии и дефектологии стали победителями и призерами очного тура олимпиады по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование:
Крашенинникова Юлия Павловна, студентка 4 курса группы ДДЛ-116 – бронзовый медалист;
Бабий Татьяна Владимировна, студентка 3 курса группы ДДЛ-117 – победитель;
Заикина Анастасия Ильинична, студентка 4 курса группы ДДЛ-116 – призер;
Борисова Яна Сергеевна, студентка 3 курса группы ДДЛ-117 – призер.
По направлению «Педагогическое образование» (дошкольное) в заключительном туре Олимпиады приняли участие студенты 3 курса факультета педагогического и художественного образования. По результатам данного этапа Олимпиады в очный тур прошла Каргина Мария Васильевна, студентка 3 курса группы ПДД-117, которая приняла участие в Очном туре, на базе НГТУ им. К. Минина и стала победителем.
Ежегодно студенты вуза принимают активное участие в Международных студенческих Интернет-олимпиадах. Несмотря на участие в мероприятии в новых условиях, студенты достойно представили вуз, заняв победные и призовые места. По итогам конкурсных испытаний 3 студента стали золотыми медалистами, 7 студентов получили серебряные медали и 19 студентов удостоены получения бронзовых медалей. Оргкомитет Интернет-олимпиад выразил благодарность вузу и принял решение о присуждении университету почетного звания «Победитель открытых Международных студенческих Интернет-олимпиад 2020 года».
Победы и достижения студентов широко освещаются в медийном пространстве университета:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.