Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина

18.12.2020 281

Состоялась ежегодная пресс-конференция Президента России.

"Информио" предлагает своим подписчикам ознакомится с выдержкой из ответов Президента, касающихся сферы образования

 

О.Каштанов: 

Добрый день, Владимир Владимирович!

Каштанов Олег, «Известия Мордовии», город Саранск.

У меня вопрос, связанный с онлайн-образованием. Тема обсуждаемая очень. Весной этого года наши школы и наши вузы вынуждены были перейти на дистанционное обучение. В этой связи хотелось бы услышать Вашу оценку, как справилась наша вузовская система и школьная система с этим вызовом, и конкретизировать, поскольку есть вопрос у людей: вот эта система онлайн-образования, она теперь у нас постоянная, надолго? В эти сложные времена нет ли у нас снижения качества образования и, как следствие, снижения качества подготовки выпускников?

В.Путин: 

Смотрите, Олег, онлайн-образование: надо разделить онлайн-образование в школах и онлайн-образование в высших учебных заведениях, в институтах и университетах. У нас с вами по стране 39,9 тысячи школ, и только 2 процента из них работают онлайн, часть небольшая – на смешанной системе, большая часть – в обычном режиме. В высшей школе в основном всем рекомендовано сейчас перейти на систему онлайн-образования.

Что касается школ. У меня здесь много всяких записок по поводу готовности, технологической готовности к этой системе, и я чуть попозже, отвечая здесь на письменные вопросы, тоже об этом скажу подробнее. Но, конечно, проблема есть. Это касается железа так называемого, далеко не у всех есть компьютерное оборудование, и есть сложности с подключением к интернету, даже к телефонам. Есть такие сложности, особенно в небольших населённых пунктах.

Что мы собираемся делать? В 2021 году все школы Российской Федерации должны получить доступ к скоростному интернету. В 2021 году. Часть уже сейчас оборудована, в 2021 году должны быть все. Это первое.

По высшей школе. Дважды – в июле и осенью – мы поддерживали высшие учебные заведения, выдавали им соответствующие финансовые ресурсы для поддержания их работы в системе онлайн. И они, расширяя свои возможности в рамках работы онлайн, по интернету, должны это будут делать сами как хозяйствующие субъекты при той или иной поддержке со стороны государства, о которой я уже упомянул: дважды мы уже это делали в течение этого года.

Теперь по поводу качества образования. Конечно, онлайн-система, такой формат, не заменит никогда прямого, личного контакта между студентом, учащимся и преподавателем. Во всяком случае, этого ещё очень долго не произойдёт. Мне не нужно, мне кажется, вдаваться в детали, в подробности, все и так понимают, что я имею в виду. Тем не менее система, при которой и в школе, и в высшей школе онлайн-образование будет использоваться, – система существует, она, конечно, будет развиваться.

Вы знаете, я только вчера с некоторыми коллегами разговаривал. О чём идёт речь на будущее? Не всегда, скажем, специалист узкого профиля высокого класса может поприсутствовать сразу во многих местах, во многих учебных заведениях, да и вообще иногда не может – он занят своей исследовательской работой. А в системе онлайн – может. И конечно, это надо использовать.

Это делается в известной уже по всей стране образовательной структуре «Сириуса» в Сочи, но не только: во многих других учебных центрах, в вузах, в школах это всё чаще и чаще применяется. И это надо будет делать, это востребовано, это стало частью нашей жизни, и не нужно этого бояться.

Но преувеличивать эти возможности тоже не нужно. Это не на всю жизнь, не навсегда – массовое онлайн-образование.

Теперь по поводу качества.

Конечно, наверное, – я так понимаю, что подвопрос у Вас есть такой скрытый, – конечно, я же сказал, что прямого общения онлайн-система не заменит. И, наверное, в чём-то качество… В чём-то есть плюс, когда есть возможность послушать мировых светил науки, а в чём-то в текущей работе, может быть, и страдает. Поэтому лучше всего, конечно, когда это смешанная система.

Но есть ещё один аспект, он очень чувствительный. Я знаю, что и студенты на это обращают внимание, в некоторых случаях даже в суд обращаются: «Мы платили за образование в нормальном режиме, а в онлайн у нас качество падает», – и так далее. Я понимаю, что они имеют в виду, я в известной степени разделяю их отношение к этому вопросу. Но есть и другая сторона этой медали: если преподаватель, профессор, доцент читает лекции Х часов, он что офлайн читает, что онлайн читает – он всё равно это читает, за что ему меньше платить? Понимаете, это же вопрос.

Если взять структуру расходов высшего учебного заведения, примерно 70 процентов – это расходы на заработную плату. Поэтому у высших учебных заведений «жирка» для того, чтобы снижать оплату за обучение в онлайн, почти нет. Или нам нужно будет закрыть некоторые высшие учебные заведения. Некоторые специалисты считают, что их слишком много, особенно в столичных городах, объединять, во всяком случае, нужно. Такой вопрос уже давно поставлен специалистами в области высшего и среднего образования.

Мы стараемся делать, и я сейчас, во всяком случае, подхожу к этому крайне аккуратно: здесь нельзя ничего преувеличивать, забегать вперёд нельзя. Но если есть возможность у некоторых вузов как-то финансами поиграть, то, наверное, можно пойти и на определённое снижение оплаты там, где [обучение] онлайн преимущественно осуществляется. Государство, как я уже сказал, дважды в этом году выделяло поддержку финансовую, мы готовы делать это в будущем и дальше исходя из тех реалий, которые складываются в системе высшего и среднего образования.

Спасибо.

 

А.Аксёнова:

Спасибо.

Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Меня зовут Арина Аксёнова, Новгородское областное телевидение.

Вопрос у меня про сферу образования. Мы очень небольшой регион, и мы крайне заинтересованы в том, чтобы к нам приезжало как можно больше молодёжи учиться. Со своей стороны Новгородская область очень много для этого делает, мы уже больше миллиарда рублей вложили в наши колледжи и мастерские, и дети к нам приезжают учиться из 24 регионов России. Но у нас теперь новая проблема – не хватает общежитий для всех этих ребят. Возможно ли предусмотреть какую-то федеральную программу по поддержке ремонта и строительства общежитий для колледжей и техникумов?

В.Путин: 

Это общая проблема практически для всех высших и средних специальных учебных заведений. В каждом конкретном случае мы стараемся разобраться отдельно, и бюджет, как правило, помогает, но в основном это программа самих учебных заведений. Мы всё время к этому возвращаемся, это общая проблема всех учебных заведений, особенно она стала актуальной и обострилась после введения ЕГЭ, когда выпускники из регионов Российской Федерации, хорошо подготовленные и имеющие право поступать в ведущие вузы страны, активно этими возможностями стали пользоваться, и количество студентов из регионов Российской Федерации, которые из небольших населённых пунктов, которые переезжают в крупные образовательные центры, – а Новгород хотя и небольшой регион, но хороший образовательный центр, – переезжают и нуждаются в дополнительном жилье. Это решается многими способами: и снимаемое жильё, и общежитие, и оплата в некоторых случаях делается за наём этого жилья. Некоторые вузы стараются помочь студентам получить дополнительный заработок. Это проблема известная, будем стараться работать.

 

Д.Курбанова: 

Да. Гавриил Лазовой требует восстановить справедливость и спрашивает, почему его брат Пётр, ученик 8-го класса, уже третий месяц учится дистанционно, а он, ученик 5-го класса, каждый день вынужден ходить в школу. Мальчик просит, цитирую: «Пожалуйста, сделайте так, чтобы я тоже учился на дистанционном образовании, или пускай мой брат идёт в школу, а то ведь несправедливо».

Владимир Владимирович, как бы Вы ответили ему на такой вопрос?

В.Путин: 

Я бы сказал так, что, к сожалению, это вынужденная мера, хотя действительно несправедливая, я с тобой полностью согласен. Здесь, конечно, нужно бы воссоединить вашу семью. Но мы вынуждены все слушаться докторов, врачей, которые говорят о том, что дети совсем младших возрастов болеют этой ковидной инфекцией меньше и легче. У них проходит это незаметно. Поэтому ничего страшного, если они собираются все вместе в классе. А вот дети старших возрастов, старших классов болеют чаще, и поэтому им лучше учиться в некоторых случаях, используя дистанционный способ обучения. Но я очень рассчитываю на то, что это рано или поздно закончится.

Но на что я обратил внимание и в этой связи хочу порадоваться и за тебя, и за твоего брата, а главным образом хочу поблагодарить твоих родителей. Знаешь за что? За то, что вы так с братом друг к другу относитесь, это дорогого стоит.

 

 

Аппарат Президента России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*