Состоялась ежегодная пресс-конференция Президента России.
"Информио" предлагает своим подписчикам ознакомится с выдержкой из ответов Президента, касающихся сферы образования
О.Каштанов:
Добрый день, Владимир Владимирович!
Каштанов Олег, «Известия Мордовии», город Саранск.
У меня вопрос, связанный с онлайн-образованием. Тема обсуждаемая очень. Весной этого года наши школы и наши вузы вынуждены были перейти на дистанционное обучение. В этой связи хотелось бы услышать Вашу оценку, как справилась наша вузовская система и школьная система с этим вызовом, и конкретизировать, поскольку есть вопрос у людей: вот эта система онлайн-образования, она теперь у нас постоянная, надолго? В эти сложные времена нет ли у нас снижения качества образования и, как следствие, снижения качества подготовки выпускников?
В.Путин:
Смотрите, Олег, онлайн-образование: надо разделить онлайн-образование в школах и онлайн-образование в высших учебных заведениях, в институтах и университетах. У нас с вами по стране 39,9 тысячи школ, и только 2 процента из них работают онлайн, часть небольшая – на смешанной системе, большая часть – в обычном режиме. В высшей школе в основном всем рекомендовано сейчас перейти на систему онлайн-образования.
Что касается школ. У меня здесь много всяких записок по поводу готовности, технологической готовности к этой системе, и я чуть попозже, отвечая здесь на письменные вопросы, тоже об этом скажу подробнее. Но, конечно, проблема есть. Это касается железа так называемого, далеко не у всех есть компьютерное оборудование, и есть сложности с подключением к интернету, даже к телефонам. Есть такие сложности, особенно в небольших населённых пунктах.
Что мы собираемся делать? В 2021 году все школы Российской Федерации должны получить доступ к скоростному интернету. В 2021 году. Часть уже сейчас оборудована, в 2021 году должны быть все. Это первое.
По высшей школе. Дважды – в июле и осенью – мы поддерживали высшие учебные заведения, выдавали им соответствующие финансовые ресурсы для поддержания их работы в системе онлайн. И они, расширяя свои возможности в рамках работы онлайн, по интернету, должны это будут делать сами как хозяйствующие субъекты при той или иной поддержке со стороны государства, о которой я уже упомянул: дважды мы уже это делали в течение этого года.
Теперь по поводу качества образования. Конечно, онлайн-система, такой формат, не заменит никогда прямого, личного контакта между студентом, учащимся и преподавателем. Во всяком случае, этого ещё очень долго не произойдёт. Мне не нужно, мне кажется, вдаваться в детали, в подробности, все и так понимают, что я имею в виду. Тем не менее система, при которой и в школе, и в высшей школе онлайн-образование будет использоваться, – система существует, она, конечно, будет развиваться.
Вы знаете, я только вчера с некоторыми коллегами разговаривал. О чём идёт речь на будущее? Не всегда, скажем, специалист узкого профиля высокого класса может поприсутствовать сразу во многих местах, во многих учебных заведениях, да и вообще иногда не может – он занят своей исследовательской работой. А в системе онлайн – может. И конечно, это надо использовать.
Это делается в известной уже по всей стране образовательной структуре «Сириуса» в Сочи, но не только: во многих других учебных центрах, в вузах, в школах это всё чаще и чаще применяется. И это надо будет делать, это востребовано, это стало частью нашей жизни, и не нужно этого бояться.
Но преувеличивать эти возможности тоже не нужно. Это не на всю жизнь, не навсегда – массовое онлайн-образование.
Теперь по поводу качества.
Конечно, наверное, – я так понимаю, что подвопрос у Вас есть такой скрытый, – конечно, я же сказал, что прямого общения онлайн-система не заменит. И, наверное, в чём-то качество… В чём-то есть плюс, когда есть возможность послушать мировых светил науки, а в чём-то в текущей работе, может быть, и страдает. Поэтому лучше всего, конечно, когда это смешанная система.
Но есть ещё один аспект, он очень чувствительный. Я знаю, что и студенты на это обращают внимание, в некоторых случаях даже в суд обращаются: «Мы платили за образование в нормальном режиме, а в онлайн у нас качество падает», – и так далее. Я понимаю, что они имеют в виду, я в известной степени разделяю их отношение к этому вопросу. Но есть и другая сторона этой медали: если преподаватель, профессор, доцент читает лекции Х часов, он что офлайн читает, что онлайн читает – он всё равно это читает, за что ему меньше платить? Понимаете, это же вопрос.
Если взять структуру расходов высшего учебного заведения, примерно 70 процентов – это расходы на заработную плату. Поэтому у высших учебных заведений «жирка» для того, чтобы снижать оплату за обучение в онлайн, почти нет. Или нам нужно будет закрыть некоторые высшие учебные заведения. Некоторые специалисты считают, что их слишком много, особенно в столичных городах, объединять, во всяком случае, нужно. Такой вопрос уже давно поставлен специалистами в области высшего и среднего образования.
Мы стараемся делать, и я сейчас, во всяком случае, подхожу к этому крайне аккуратно: здесь нельзя ничего преувеличивать, забегать вперёд нельзя. Но если есть возможность у некоторых вузов как-то финансами поиграть, то, наверное, можно пойти и на определённое снижение оплаты там, где [обучение] онлайн преимущественно осуществляется. Государство, как я уже сказал, дважды в этом году выделяло поддержку финансовую, мы готовы делать это в будущем и дальше исходя из тех реалий, которые складываются в системе высшего и среднего образования.
Спасибо.
А.Аксёнова:
Спасибо.
Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Арина Аксёнова, Новгородское областное телевидение.
Вопрос у меня про сферу образования. Мы очень небольшой регион, и мы крайне заинтересованы в том, чтобы к нам приезжало как можно больше молодёжи учиться. Со своей стороны Новгородская область очень много для этого делает, мы уже больше миллиарда рублей вложили в наши колледжи и мастерские, и дети к нам приезжают учиться из 24 регионов России. Но у нас теперь новая проблема – не хватает общежитий для всех этих ребят. Возможно ли предусмотреть какую-то федеральную программу по поддержке ремонта и строительства общежитий для колледжей и техникумов?
В.Путин:
Это общая проблема практически для всех высших и средних специальных учебных заведений. В каждом конкретном случае мы стараемся разобраться отдельно, и бюджет, как правило, помогает, но в основном это программа самих учебных заведений. Мы всё время к этому возвращаемся, это общая проблема всех учебных заведений, особенно она стала актуальной и обострилась после введения ЕГЭ, когда выпускники из регионов Российской Федерации, хорошо подготовленные и имеющие право поступать в ведущие вузы страны, активно этими возможностями стали пользоваться, и количество студентов из регионов Российской Федерации, которые из небольших населённых пунктов, которые переезжают в крупные образовательные центры, – а Новгород хотя и небольшой регион, но хороший образовательный центр, – переезжают и нуждаются в дополнительном жилье. Это решается многими способами: и снимаемое жильё, и общежитие, и оплата в некоторых случаях делается за наём этого жилья. Некоторые вузы стараются помочь студентам получить дополнительный заработок. Это проблема известная, будем стараться работать.
Д.Курбанова:
Да. Гавриил Лазовой требует восстановить справедливость и спрашивает, почему его брат Пётр, ученик 8-го класса, уже третий месяц учится дистанционно, а он, ученик 5-го класса, каждый день вынужден ходить в школу. Мальчик просит, цитирую: «Пожалуйста, сделайте так, чтобы я тоже учился на дистанционном образовании, или пускай мой брат идёт в школу, а то ведь несправедливо».
Владимир Владимирович, как бы Вы ответили ему на такой вопрос?
В.Путин:
Я бы сказал так, что, к сожалению, это вынужденная мера, хотя действительно несправедливая, я с тобой полностью согласен. Здесь, конечно, нужно бы воссоединить вашу семью. Но мы вынуждены все слушаться докторов, врачей, которые говорят о том, что дети совсем младших возрастов болеют этой ковидной инфекцией меньше и легче. У них проходит это незаметно. Поэтому ничего страшного, если они собираются все вместе в классе. А вот дети старших возрастов, старших классов болеют чаще, и поэтому им лучше учиться в некоторых случаях, используя дистанционный способ обучения. Но я очень рассчитываю на то, что это рано или поздно закончится.
Но на что я обратил внимание и в этой связи хочу порадоваться и за тебя, и за твоего брата, а главным образом хочу поблагодарить твоих родителей. Знаешь за что? За то, что вы так с братом друг к другу относитесь, это дорогого стоит.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.