Совещание с членами Правительства

10.12.2020 69

Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции совещание с членами Правительства Российской Федерации. Основная тема – развитие отдельных высокотехнологичных направлений.

<…>

В.Путин:

А сейчас перейдём к основному докладу, а именно: «О развитии отдельных, высокотехнологичных направлений».

Пожалуйста, Белоусов, потом Чернышенко, Мантуров.

Прошу вас.

А.Белоусов: 

Спасибо большое.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Весной прошлого года Вами, Владимир Владимирович, были даны поручения развития отдельных высокотехнологичных направлений, имеющих сквозной, системный характер. Всего речь идёт об 11 ключевых направлениях – это технологии искусственного интеллекта, четыре цифровые технологии, мобильные сети связи пятого поколения, интернет-вещей, технологии распределённых реестров и квантовые технологии. Последние в ходе проработки были разделены на три отдельных направления: квантовые вычисления, квантовые коммуникации, квантовая сенсорика.

Далее это технологии нового поколения микроэлектроники и новых материалов и веществ, две технологии связаны с энергией, создание новых и портативных источников энергии и передачи электроэнергии распределённых интеллектуальных систем, перспективные космические системы и генетические технологии.

По каждому из направлений необходимо определить технологического партнёра, то есть компанию-лидера, обеспечивающую вместе с Правительством соответствующую организационную и финансовую поддержку. Такие компании должны стать драйверами развития соответствующих технологий по всему жизненному циклу: от исследований до масштабирования и коммерческого применения, при этом, что важно, не монополизируя эту деятельность и не нанося ущерб конкуренции и другим компаниям.

Роль компаний-лидеров состоит, первое, в создании центров компетенций, выполняющих функции исследований мониторинга ситуаций, и обучения. Второе – в содействии развитию рынка и необходимой инфраструктуры. И третье – в привлечении внебюджетных средств.

Для организации работы компаниями-лидерами совместно с Правительством должны быть разработаны и утверждены соответствующие «дорожные карты».

Что мы имеем на сегодняшний день? Практически по всем направлениям отобраны технологические партнёры, с ними заключены партнёрские соглашения, чётко определяющие обязанности сторон.

Такими партнёрами Правительства стали Сбербанк, или, как его теперь правильно назвать, «Сбер», и Российский фонд прямых инвестиций [РФПИ] – по направлению «искусственный интеллект». «Ростех» – по направлениям «интернет вещей», «технология распределённых реестров», «квантовые сенсоры», «микроэлектроника», а также совместно с «Ростелекомом» – «мобильные сети связи пятого поколения».

«Росатом» – квантовые вычисления, технология новых материалов и веществ, «Россети» – технология передачи электрической энергии и распределённых интеллектуальных энергосистем, «РЖД» – квантовые коммуникации, «Ростелеком» – сети 5G, «Роснефть» – генетические технологии, «Роскосмос» – перспективные космические системы.

Утверждены и реализуются десять «дорожных карт» либо иных планов мероприятий, по девяти направлениям в компаниях – технологических партнёрах созданы специализированные центры компетенций.

На реализацию утверждённых «дорожных карт» в 2020–2024 годах суммарно предусмотрено 477 миллиардов рублей бюджетного финансирования и примерно столько же предусмотрели компании-лидеры собственного и привлечённого финансирования порядка 452 миллиардов рублей. То есть суммарно это почти один триллион рублей. Это без учёта привлечения частных денег помимо компаний-лидеров. Здесь особая надежда на компетенции ВЭБа по формированию синдицированных кредитов в инновационной сфере и цифровизации.

Уважаемый Владимир Владимирович, по конкретным результатам работы подробнее смогут рассказать коллеги, которые отвечают за данные направления.

Позвольте мне остановиться на результатах развития технологий искусственного интеллекта, за которые я непосредственно отвечаю совместно с Дмитрием Николаевичем Чернышенко.

Партнёрами Правительства в данном случае, как уже было сказано, являются «Сбер» и РФПИ. Финансирование на 2021–2024 годы без учёта частных компаний предусмотрено в объёме 24,6 миллиарда рублей бюджетных средств и порядка 62 миллиардов рублей средств партнёров.

Работа ведётся по шести конкретным направлениям. Остановлюсь на двух из них.

Первое направление – это поддержка малых технологических компаний, так называемых стартапов. Отмечу, что и в США, и в Китае, и в других странах именно стартапам принадлежит роль локомотивов в развитии и применении технологий искусственного интеллекта. Основной задачей здесь является создание эффективного механизма акселерации от подбора и формирования команд, а затем и компаний до коммерциализации и промышленного внедрения продуктов и вывода компаний на IPO.

В рамках проводимой сейчас реформы институтов развития завершается формирование такого механизма. В него вошли: АНО «Платформа НТИ» [НТИ], которая отвечает за командообразование, а также институты развития, которые будут отвечать за так называемую бесшовную склейку мер поддержки. РФПИ вместе с Российской венчурной компанией [РВК], Фондом содействия инновациям, или, иначе, фондом Бортника, «Сколково» и Фондом образовательных и инфраструктурных программ при организационной поддержке ВЭБа.

То есть молодая команда, получившая стартовую поддержку, например, от фонда Бортника в виде посевного гранта на реализацию идеи, положительно себя проявившая, далее сможет воспользоваться определёнными преференциями при получении венчурного финансирования от РВК или субсидии на возмещение затрат для создания прототипа промышленного образца. Далее в случае успеха получить прямую инвестицию от РФПИ или льготный кредит на зрелой стадии для организации промышленного производства и выхода на рынок. К этой работе также привлечено около 10 крупнейших российских частных компаний в рамках создаваемого совместно с членами РСПП фонда фондов.

В ноябре проведён пилот по отработке такого механизма в рамках акселерационного мероприятия по искусственному интеллекту «Архипелаг-2035», проводимого НТИ. В нём участвовало около 16 тысяч человек.

АНО «Платформа НТИ» обеспечила так называемую предакселерационную поддержку 800 командам. Тут же была проведена экспертиза Фонда содействия инновациям и одобрены гранты для 80 компаний.

В целом сейчас создана соответствующая рабочая группа. Планируем до конца года подписать совместный меморандум, до 1 февраля следующего года – соглашение между указанными институтами развития. В рамках этого соглашения они будут обмениваться информацией о стартапах и проектах, и главное – иметь дополнительную структурированную информацию об успешности или, наоборот, неуспешности конкретных проектов в грядущих стадиях их реализации. Это позволит в ускоренном или приоритетном порядке принимать решение о поддержке. Потребуется время, примерно два-три месяца, для изменения корпоративных процедур, донастройки систем оценки и отбора проектов.

В целом до лета следующего года планируем отобрать в режиме акселерации не менее 100 проектов по искусственному интеллекту. Пока такая система полностью не создана, мы работаем в ручном режиме, опираясь на механизмы национальной технологической инициативы. Получен ряд результатов. Например, проект DeepPavlov, созданный на базе МФТИ, вошёл в мире в топ-10 престижной премии Amazon Alexa Prize в сфере разговорного искусственного интеллекта, причём удерживает эту премию уже второй год подряд.

В стадию промышленного использования вошёл проект по созданию универсальной платформы для анализа и обработки медицинских изображений – проект Botkin.AI, который разрабатывается совместно с «Росатомом». Это пока единственное в России решение с искусственным интеллектом, получившее регистрацию Росздравнадзора как медицинское изделие по классу риска 2б. Это решение позволяет оказывать медикам содействие по обработке медицинских изображений и диагностики разных патологий, включая COVID. Причём по некоторым компетенциям эта разработка является уникальной и в мире также.

Далее: компанией «Геоскан» – участником НТИ, был установлен мировой рекорд по управлению одновременно большим количеством беспилотников, так называемый искусственный интеллект для роя дронов – 2198 беспилотников. Это прорывное решение для повышения точности сканирования поверхности Земли, с разных углов съёмки, распределение полезной нагрузки на множество беспилотных аппаратов для решения широкого круга задач.

Отмечу, что здесь достаточно высокая конкуренция в мире, этот рекорд был установлен 3 сентября в Санкт-Петербурге, он был приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Предыдущий рекорд был установлен в 2018 году всемирно известной компанией Intel. Сейчас наша компания «Геоскан» несколько потеснила Intel с этого пьедестала.

Второе направление – это нормативное регулирование. Здесь у нас три приоритета. [Первое] – обеспечить для людей полную безопасность и комфортность при использовании технологии искусственного интеллекта. Люди должны понимать, что искусственный интеллект – это не угроза, а помощник.

[Второе] – вывести в оборот большие объёмы данных, в том числе государственных данных, разумеется, при соблюдении требований информационной безопасности, защиты персональных и иных чувствительных данных. Без больших данных искусственный интеллект не работает, это, по сути дела, «хлеб» искусственного интеллекта. Вот эти направления, эти мероприятия являются на самом деле ключевыми для развития всей этой технологии.

И третье – создать стимулирующие условия для применения технологии искусственного интеллекта в различных отраслях экономики и социальной сферы.

В рамках этих приоритетов в текущем году приняты основополагающие законы: об особенностях венчурного инвестирования с использованием бюджетных средств, так называемый закон о праве на риск, об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций и об эксперименте в сфере искусственного интеллекта в городе Москве.

В соответствии с Вашими, Владимир Владимирович, поручениями по итогам международной конференции AI Journey Правительство обеспечит внесение в весеннюю сессию следующего года проектов двух федеральных законов, они сейчас находятся в стадии разработки: об экспериментальных правовых режимах в отдельных отраслях и об обороте данных, включая государственные данные, в целях разработки и внедрения технологий искусственных интеллектов.

Наконец, в целях создания стимулирующих условий для применения искусственного интеллекта в конкретных отраслях и сферах крайне важным является обновление технических регламентов и стандартов.

Минэкономразвития совместно с Росстандартом разработан соответствующий план по стандартизации на 2021–2024 годы, включающий порядка 200 стандартов. Этот план будет утверждён приказом Росстандарта до конца текущего года.

По другим направлениям работы по искусственному интеллекту позвольте передать слово Дмитрию Николаевичу Чернышенко.

Доклад закончил. Спасибо.

В.Путин: 

Эти компании-лидеры, о которых мы с Вами знаем и о которых Вы сейчас упомянули, как Вы оцениваете их работу? Мы поговорим ещё об этом, но тем не менее предварительно: они делают это с энтузиазмом?

А.Белоусов: 

Я считаю, что целый ряд компаний сейчас просто великолепные результаты дают.

Выделил бы здесь Сбербанк, который, по сути дела, сейчас занимает лидирующую позицию в области искусственного интеллекта.

Выделил бы здесь РЖД в части квантовых коммуникаций. Запущена специальная линия, уникальная на самом деле, одна из первых линий Москва – Санкт-Петербург в данной области. Это тоже такой технологический прорыв.

Очень много по разным направлениям, хотя с разным успехом, делает «Ростех».

И, безусловно, хочу отметить «Росатом», который в самых разных областях – и в новых материалах, и в медицинских технологиях, искусственном интеллекте – тоже создал центры, и там осуществляется целый ряд прорывов.

Это то, что я могу доложить сейчас.

В.Путин:

 Дмитрий Николаевич.

Д.Чернышенко: 

Уважаемый Владимир Владимирович и Михаил Владимирович, уважаемые коллеги, всем доброго здоровья!

Как Вы отметили на недавней международной конференции, уважаемый Владимир Владимирович, искусственный интеллект должен стать верным помощником человека. И в продолжение выступления Андрея Рэмовича – мы с ним плечом к плечу занимаемся искусственным интеллектом – я расскажу о тех вопросах, которые входят в мою зону ответственности. Это прежде всего внедрение готовых решений искусственного интеллекта, в том числе и тех стартапов, об акселерации которых говорил Андрей Рэмович.

Как это происходит? Выстроена системная работа заместителями руководителей всех министерств и ведомств по цифровой трансформации, их у нас 62 человека. Это наш «цифровой спецназ», как мы говорим, эрцетэшники [руководители цифровой трансформации]. Они в рамках своих ведомственных программ – у каждого ведомства своя – цифровой трансформации, их 60, включают отдельный раздел по искусственному интеллекту. У эрцетэшников до конца года задание: сформировать не менее двух ведомственных наборов данных, «датасетов», о чём Андрей Рэмович говорил, – то, чем питается искусственный интеллект, большие данные, без них он бесполезен абсолютно. И ФОИВы должны начать именно с себя, министерства. Потому что если не будут в этом вопросе отлично разбираться, если это не будут использовать каждый день, то странно ожидать, что они смогут сделать отраслевые стратегии и регулировать отрасли с учётом искусственного интеллекта.

Дальше это нужно масштабировать, конечно, на регионы и на отрасли, которыми эти ФОИВы управляют. И лучшие наработки, в том числе и бизнес, найдут своё внедрение. Понятно, что есть «чемпионы», у которых появляются успешные проекты, – в основном это министерства, они напрямую общаются с людьми. На основе этих «чемпионов» создаются уже конкретные решения, которые они у себя внедряют, которые становятся, по сути дела, такими библиотеками, которые могут использовать остальные министерства и ведомства как конструктор. Это компоненты, функции, доступ к реестрам – они позволяют их брать и масштабировать не только на уровне министерств, но и в субъекты [Федерации]. Это такой стандартный функционал, когда нужно либо обращаться к реестрам, либо обрабатывать запросы, либо управлять базами данных.

У нас уже есть конкретные примеры таких ведомственных проектов по внедрению искусственного интеллекта, но наиболее яркие из них как раз у Минздрава, МЧС, МВД. Минздрав, например, создал интеллектуальную систему заполнения медицинских документов с голоса, когда доктору не нужно руками это записывать. А МЧС занимается предиктивной аналитикой, прогнозами чрезвычайных ситуаций, что, конечно, позволит существенно снизить возможный риск от них.

Уже есть успешный практический опыт по отработке, например, инцидента – по поручению премьера мы его отрабатывали: на Камчатке, Вы помните, была ситуация, когда искусственный интеллект проанализировал нейронные сети, спутниковые снимки распространения красных водорослей в этом регионе за последние 10 лет и выявил закономерности.

Или МВД, например. Они создают специальный софт, который позволяет выявлять серийных преступников, или используют искусственный интеллект для того, чтобы определить портрет преступника на основе биоматериалов, которые они получили.

От ведомственных программ мы, конечно, переходим к отраслевым, уже субъектовым программам и документам. В этой работе нам помогут как раз эрцетэшники в регионах, которые появились – большое Вам спасибо – благодаря Вашему поручению: Вы поручили, чтобы эти визави, цифровые люди, появились во всех субъектах и в муниципалитетах.

Эти люди на местах совместно со своими федеральными эрцетэшниками отрабатывают отраслевые стратегии, в том числе – помните, я сказал – отдельным разделом «искусственный интеллект». И всё это обеспечивает ускоренную цифровую трансформацию в стране.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вы поручили Правительству разработать и утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект». Соответствующий федеральный проект утверждён, он у нас в составе нацпрограммы «Цифровая экономика». И он как раз обеспечивает реализацию соглашений по искусственному интеллекту, о которых говорил Андрей Рэмович, между Правительством и компаниями-лидерами. В частности, по искусственному интеллекту это «Сбер» и РФПИ.

На реализацию конкретно этого проекта предусмотрено 86,5 миллиарда рублей, из них 24,6 – это бюджетное финансирование, 6,9 – привлечённая «внебюджетка». И обратите внимание, 55 миллиардов – это средства самого «Сбера».

«Сбер» – об этом уже говорилось сегодня, и Вы это знаете лучше нас – не случайно был выбран компанией-лидером по реализации этого соглашения по искусственному интеллекту. Они очень серьёзный вклад внесли в борьбу с пандемией. Достаточно сказать, что в сотнях клиник были использованы их решения как раз по дистанционной диагностике снимков КТ. Они наращивают вычислительные мощности очень серьёзно именно под работу искусственного интеллекта, потому что там требуются незаурядные вычислительные мощности и объёмы хранения данных. Вы знаете, что они запустили суперкомпьютер «Кристофари» [производительностью] на 6,7 петафлопс. В семи регионах уже пилотируется их платформа, которая очень нужна всем компаниям, для того чтобы размещать наборы данных. Это очень нужный инструмент.

Уважаемый Владимир Владимирович, как я уже упомянул, наша цифровая трансформация уже как бы заключена на уровне наших внутренних программ, но у нас есть предложение о том, что она должна быть включена во все стратегические документы и федерального и, что важно, субъектового уровня. А вообще перечень документов стратегического планирования определён 172-м законом.

И мы считаем, что для того, чтобы успешно цифровая трансформация и, в частности, искусственный интеллект осуществлялись, необходимо во все стратегические документы добавить конкретный раздел по цифровой трансформации, который будет включать в себя, конечно, прежде всего внедрение технологий искусственного интеллекта, которые у нас прорастают через институты развития, акселерируются.

Обязательно там нужно отметить наши суверенитеты, защиту конкурентоспособности отрасли за счёт того, что мы применяем только отечественные решения по микроэлектронике и программному обеспечению. Потому что понятно, что сейчас удобнее пользоваться какими-то готовыми западными решениями, но тогда мы с вами никогда не разовьёмся и не примем решение, что всё, больше никогда.

И конечно, достижение показателя отраслевой «цифровой зрелости». У нас как раз десять таких стратегий [для областей], где «цифровая зрелость» должна произойти, – без искусственного интеллекта, понятно, что это не [будет] «зрелость». Прошу поддержать эти инициативы.

Если можно, ещё очень важная вещь – по поводу Вашего поручения мне лично заняться решением проблем недозвонов в медицинские организации. У нас там как раз есть конкретные внедрения по искусственному интеллекту. Для решения этой проблемы был очень быстро развёрнут на всю страну короткий единый бесплатный номер 122. Спасибо компании «Ростелеком» и региональным операторам – и, кстати, коммерческим операторам мобильной связи, которые по списку телефонов всех регистратур, которые мы собрали со всей страны, не тарифицируют [звонки], то есть бесплатно дают людям звонить. Была проведена большая работа.

Вы помните, что ОНФ Вам докладывал о том, что в 10 регионах были серьёзные проблемы с дозвоном граждан. Это Иркутская область, Хакасия, Алтай, Дагестан, Хабаровск, Новосибирск, Омск, Воронеж и Забайкалье. Время ожидания операторов в этих регионах составляло более 30 минут – безобразие, конечно. В результате этой технологической быстрой задачи, которую мы решили, сейчас время ответа операторов в этих конкретно регионах сократилось до двух минут. Мы очень быстро этого показателя достигли, это почти в 20 раз в среднем меньше. При звонках в регистратуру поликлиник в три-четыре раза время тоже сократилось.

Но функционал службы 122, как я Вам говорил, – это виртуальная АТС, которая очень быстро позволяет маршрутизировать звонки, чтобы понять, кому нужно проконсультироваться по COVID-19, например, а кому нужно врача на дом вызвать, кому нужно проконсультироваться, где есть лекарство, а кому нужно просто записаться в поликлинику или спросить, например, про вакцинацию.

Очевидно, что, если линия одна и там один оператор, который записывает в регистратуре, – линию заняли не по профилю, остальные не могут дозвониться. Мы это очень быстро технологически ликвидировали, расширив каналы и сделав маршрутизацию, чтобы до поликлиник доходили только те звонки, где требуется запись в регистратуре. Мониторим это ежедневно, информацию предоставляем в ОНФ. Служба 122 эффективно распределяет эти звонки, разгружая регистратуры.

И работа операторов колл-центров – та самая область, где искусственный интеллект себя начал проявлять просто отлично. Он может анализировать звонящего и в идеале записывать его на приём. В некоторых регионах это уже даже внедрено, автоматические голосовые помощники. Это наши отечественные технологии распознавания речи. У них неограниченное количество одновременных входящих звонков, на которые такие автоматические помощники могут отвечать, они работают круглосуточно, не устают и, конечно, повышают уровень качества сервиса для наших клиентов.

Уже в Московской области [такая система] работает, в Москве в некоторых местах работает, Калужская и Тюменская области – работает. Мы начинаем масштабировать, где технологическая готовность высокая, эти решения на основе искусственного интеллекта, и точно внедрим их по всей стране.

У нас, конечно, актуальным остаётся вопрос кадрового обеспечения. Например, за время решения этого инцидента количество операторов службы увеличилось почти в 2,5 раза. Но что интересно: в два раза увеличилось ещё и количество звонков. При этом норматив на дозванивание мы себе поставили минуту, но в критических условиях – две минуты. Это значит, что люди стали просто больше дозваниваться в рамках допустимого ожидания.

Владимир Владимирович, прошу Вашего поручения главам субъектов, чтобы они организовали работу в соответствии с утверждёнными Правительством методическими рекомендациями функционирования автоматической службы 122, которая подразумевает автоматические системы приёма звонков, вызова врача, запись в регистратуре. Для этого нужно ещё привлечь дополнительный персонал, пока эти системы не развернули везде. Это могут быть и студенты-медики, кстати, и волонтёры или фельдшеры, которые пока в регистратурах могли бы на время возросшего на фоне пандемии потока обращений осуществить запись и подстраховать искусственный интеллект там, где он ещё не начал работать.

Доклад окончил. Спасибо большое.

В.Путин: 

Спасибо.

Спасибо Вам, «Ростелекому», искусственному интеллекту и тем, кто организует работу по этому направлению, направляя его возможности в нужное русло. Регионы Российской Федерации будут сориентированы соответствующим образом на то, чтобы мобилизовать свои возможности на этом направлении.

Спасибо.

Пожалуйста, Денис Валентинович Мантуров.

Д.Мантуров: 

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Минпромторг является ответственным по реализации трёх технологических направлений. По первому из них – «новые поколения микроэлектроники и создание ЭКБ» – Правительством и корпорацией «Ростех» заключено соглашение, которое полностью сопрягается с обновлённой нашей Стратегией электронной промышленности, а самое главное – с планом её реализации. В этом же блоке, учитывая отраслевое сопряжение, будем разворачивать работу по направлению «квантовые сенсоры», которое сейчас передаётся от Минцифры нашему ведомству.

С учётом того что Правительством принято решение о дополнительной поддержке радиоэлектронной промышленности в колоссальном, я считаю, объёме – 235 миллиардов рублей до 2023 года, более половины этих средств будет направлено на прямые НИОКР, субсидирование по созданию новой микроэлектроники ЭКБ, а также инфраструктуру для её разработки.

В этом году в опережающем порядке Правительством уже профинансированы работы по развитию лабораторий по искусственному интеллекту и двух центров коллективного пользования по автоматизированному проектированию. В перспективе это позволит разработчикам микроэлектроники переходить на отечественный софт, о котором сегодня говорили.

Исходя из среднесрочных задач по цифровизации экономики, выделены средства на разработку чипов на современных топологических нормах для отечественных баз данных, а также систем искусственного интеллекта, включая управление беспилотниками и комплексами безопасности, а также для телекоммуникационного оборудования, в том числе и для сетей 5G. К этой работе будут привлечены дизайн-центры, созданные за последние годы при государственной поддержке. Мы продолжим их развивать. Дополнительно Фонду перспективных исследований в этом году выделены первые транши на загоризонтные разработки в области электроники, включая создание когерентных и нейропроцессоров, энергонезависимой памяти и новых технологий радиолокации.

На следующий год с учётом Ваших поручений запланирован ряд новых мер поддержки производителей. Мы профинансируем НИОКР по гражданским направлениям микроэлектроники и запустим субсидии по разработке ЭКБ и модулей. Кроме того, мы окажем поддержку проектам по созданию оборудования и материалов и систем автоматизированного проектирования, которые применяются в производстве и тестировании микроэлектроники.

Для дополнительного стимулирования спроса со следующего года мы увеличим компенсацию затрат производителям, серийно выпускающим микроэлектронику. При этом начнёт действовать запрет, которого долго все ждали, на закупки импортной электроники для госнужд, и мы рассчитываем, что эти меры в комплексе позволят нашим производителям к 2024 году занять свыше 40 процентов внутреннего рынка, увеличив более чем в два раза выручку по именно гражданской продукции. Тем самым мы повысим надёжность управления как системами связи, так и интеллектуальными приборами, умными датчиками и элементами критической инфраструктуры.

Что касается направления новых материалов и веществ, которые сегодня реализовываем совместно с «Росатомом»: утверждена «дорожная карта» дальнейшего развития производства композитов, редких и редкоземельных металлов, а также аддитивных технологий. Помимо финансирования по линии Минпромторга, Минобрнауки, Минэкономразвития основной объём инвестиций формирует частный капитал, совокупно в эти отрасли будет вложено более 440 миллиардов рублей. По редким и редкоземельным металлам главная задача, которую Вы перед нами ставили, – сформировать собственную минерально-сырьевую базу. Для этого сейчас реализуется два основных проекта – [месторождение] Томтор в Республике Саха (Якутия) и Зашихинское месторождение в Иркутске в части добычи лития и германия.

Ещё одним проектом с участием Правительства Московской области, «Росатома» и компании «Скайград» по переработке отвалов – предприятие «Воскресенские минеральные удобрения», где планируется выделять из фосфогипса, оксидов РЗМ [редкоземельных металлов] и гипсовой продукции для последующего использования уже в стройиндустрии. В целом мы планируем снизить импортозависимость к 2024 году по редким металлам до 50 процентов, и до 20 процентов в части РЗМ. Это позволит наладить поставки российского сырья компаниям нефтехимии, нефтепереработки, производителям автомобильных катализаторов, ветроэнергетикам, а также для производства синтетических каучуков.

Что касается композитных материалов: за последние пять лет мы поддержали 45 инновационных проектов на сумму свыше 6,5 миллиарда рублей, и благодаря этому объём выпуска в отрасль увеличился в 3,5 раза. Продукция, которая уже сегодня производится в рамках этих проектов, широко применяется в первую очередь в гражданском секторе. Это композитные перильные ограждения, оконные конструкции, опоры освещения, водопропускные трубы, мостовые сооружения, спортивный инвентарь. И в целом к 2024 году мы планируем нарастить внутреннее производство до 100 миллиардов рублей. Четверть из этого объёма – планируем обеспечивать поставки на экспорт.

Мы хотим добиться высокой локализации на всех этапах производственной цепочки и по компонентной базе. Наши компании уже осваивают производства ПАН-прекурсора, технологий среднемодульных углеродных волокон и защитных покрытий на основе мультиграфена.

При этом основной рост применения композитов мы связываем с продлением программ по возобновляемым источникам энергии, в первую очередь это касается лопастей для ветряков, использования природного газа, а в перспективе и водорода, если мы говорим по хранению, в частности композитным баллонам. И конечно же, в качестве моторного топлива. Поэтому мы консолидировали всех крупных потребителей и обеспечили гарантированный спрос на будущее.

Владимир Владимирович, по всем обозначенным Вами направлениям помимо отраслевых мер поддержки будем, конечно, задействовать и общесистемные механизмы и инструменты развития. В частности, Фонд развития промышленности, СПИК 2.0 [специальный инвестиционный контракт], софинансирование НИОКР и блок на развитие экспорта, что является одним из основных драйверов на сегодняшний день

Спасибо за внимание.

В.Путин: 

Денис Валентинович, Вы докладывали мне по проблемам, которые у нас возникли в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны некоторых наших партнёров при работе над среднемагистральным самолётом МС-21, имеется в виду крыло и композитные материалы.

Сейчас Вы мне сказали о композитных материалах, о том, что здесь есть определённый прогресс. Что там происходит в данный момент?

Д.Мантуров: 

Владимир Владимирович, что касается крыла, я докладывал о том, что мы своевременно с «Росатомом» объединили усилия и в «Алабуге» запустили полноценное производство непосредственно по нити, волокну и препреге. Поэтому могу сказать с уверенностью, что мы испытали на статике крыло МС-21, полностью подтвердило заложенные характеристики. И сегодня можно с уверенностью сказать, что мы будем использовать в производстве МС-21 уже собственные полностью материалы.

В.Путин: 

Хорошо.

По поводу нового поколения микроэлектроники и создания электронной компонентной базы тоже много-много раз обсуждали в течение не одного года. И мы договорились с Михаилом Владимировичем, что он возьмёт всю эту работу, а это важнейшее направление и для гражданской, и для оборонной сферы, под свой личный контроль.

<…>

 

Администрация Президента России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*