25 ноября под председательством Вячеслава Никонова состоялось заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, на котором был рассмотрен тематический вопрос «О докладе РАН «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году».
Доклад представил президент Российской Академии наук Александр Сергеев, рассказавший о знаковых достижениях РАН и проблемах, существующих при реализации государственной научно-технической политики.
Содокладчиком стал первый заместитель председателя Комитета Геннадий Онищенко.
В прениях выступили представители Министерства образования и науки, а также депутаты Олег Смолин, Гаджимет Сафаралиев, Сергей Боженов.
Фото - komitet8.km.duma.gov.ru
Подвел итоги рассмотрения председатель Комитета Вячеслав Никонов:
- Российская наука – это явление мировой культуры и цивилизации. Мир многим обязан российской науке, трудно назвать такую область современных знаний, в которой Россия не была бы первопроходцем.
Совершенно не случайно Россия первой предложила вакцину от коронавируса. У нас огромные заделы в оборонной отрасли - это тоже большая наука.
В то же время мы в комитете Госдумы по образованию и науке постоянно бьём тревогу о состоянии науки, разделяем озабоченности, которые есть в научном сообществе. Действительно, проблемы достаточно серьёзные. К сожалению, по количеству ученых мы уже давно не являемся лидерами в мире. В Китае сейчас в шесть раз больше исследователей, чем в России, в США - вдвое, хотя когда-то у нас их было гораздо больше, чем и в Америке, и в Китае.
Бюджетные расходы, которые президент своим указом 2012 года предлагал установить на науку на уровне 1,77 процента от ВВП, так и остались на уровне 1,1 процента. Эта цифра не увеличилась с 2012 года, хотя целевой показатель должен был быть достигнуть к 2015 году.
В итоге только 1 процент выпускников вузов сейчас приходит в науку. Невозможно мотивировать людей заниматься научной деятельностью, если за это никто не платит. Невозможно удержать людей в стране разговорами о паритете покупательной способности, если за границей предлагают зарплату в 10 раз больше.
В представленном докладе РАН обозначены многие факторы – отмечается необходимость формулировать целостную политику научно-технического развития страны, подчеркиваются проблемы новых кадров высшей квалификации, финансирования научных исследований, поставлены вопросы, связанные с наукометрией, с оценкой показателей деятельности отдельных ученых и научных организаций.
Фото - komitet8.km.duma.gov.ru
Все эти проблемы, на мой взгляд, связаны с национальными приоритетами развития. В СССР наука была на 1-2 месте в мире, сейчас мы существенно сдали позиции. Как ни банально, решение упирается в вопросы финансирования. Научная среда, приборы, возможность совершать открытия зависят от соответствующей материальной базы.
Денег всегда будет не хватать, но, повторяю, это вопрос приоритетов, и он отражается как раз в процентах ВВП, выделяемых на науку, пусть даже при падающем ВВП. В стране деньги есть. У нас золотовалютные резервы – 583 миллиарда долларов. Все расходы на всё оборудование для всей российской науки на ближайшие пять лет – 1 миллиард. Это, по сути, стоимость одного хорошего прибора.
Мы ничего не сделаем без финансирования, хотя бы такого, которое зафиксировано в документах стратегического планирования и в указах президента.
Еще одна проблема: взаимодействие большой науки с бизнесом. В государственных структурах нет механизмов, которые бы содействовали переводу научных достижений в реальные инновационные результаты. И это действительно большой пробел в нашей системе государственного управления, который, конечно, предстоит исправлять, в том числе и всем нам.
По-прежнему остается нерешенным вопрос законодательного регулирования этой сферы. В течение многих лет мы ожидали закон о науке, который находился в плане законотворческой деятельности правительства, начиная, кажется, с 2015 года. Мы получили несколько вариантов этого закона, потом он ушел в тень, и сейчас мы уже не знаем, когда и в каком виде будет представлен и принят закон о науке.
Не менее серьезным является вопрос законодательного регулирования деятельности самой РАН, которая вносила ряд законодательных инициатив, нуждающихся во внимательном изучении и, на мой взгляд, поддержке с нашей стороны.
Фото - komitet8.km.duma.gov.ru
С учетом состоявшегося обсуждения Комитет принял за основу следующее решение:
1. Принять к сведению информацию президента Российской академии наук А.М. Сергеева о докладе Российской академии наук «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году».
2. Согласиться с представленными в докладе РАН за 2019 год предложениями о необходимости:
- разработки проекта «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу», в котором сформулировать целостную политику научно-технологического развития страны с последующим утверждением Президентом Российской Федерации;
- совершенствования государственного управления развитием науки и технологий, для чего создать в структуре федеральной исполнительной власти под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации вневедомственный орган, отвечающий за формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики, создание национальной инновационной системы, обеспечивающий формирование и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, проектов полного инновационного цикла, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации, а также ведение реестра финансирования научных исследований и разработок;
3. Рекомендовать Российской академии наук при подготовке доклада за очередной календарный год:
- провести анализ действующих стратегических и нормативных правовых документов, регулирующих научную и научно-техническую деятельность, включая Стратегию национальной безопасности, Стратегию научно-технологического развития, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и др., и подготовить предложения по формированию целостной государственной научно-технической политики в Российской Федерации;
- отражать в докладе данные об эффективности использования бюджетных ассигнований, выделенных на финансирование научных исследований и разработок.
4. Просить Правительство Российской Федерации направить в Комитет Государственной Думы по образованию и науке специальный доклад Правительства Российской Федерации, подготовленный в соответствии со статьей 12 Закона о науке.
5. Просить Правительство Российской Федерации, Российскую академию наук представить в Комитет Государственной Думы по образованию и науке позицию о необходимости:
- комплексного развития нормативной правовой базы в области науки и инноваций, в том числе совершенствование законодательства Российской Федерации в области научно-технологического и инновационного развития, направленных на реализацию проектов полного инновационного цикла;
- разработки проекта федерального закона «О государственной экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации»;
- введения в бюджетную классификацию Российской Федерации отдельного раздела «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы».
Источник: Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.