«Экология — это не про то, как убирать мусор, а в большей степени про то, как сделать так, чтобы мусора и вообще вреда природе было меньше», – считает выпускница Пензенского государственного технологического университета Алина Можачкина. Сегодня в нашем материале о том, как студенты и выпускники российских вузов борются за экологию.
Экоклубы
Эколого-экономический клуб Новосибирского государственного университета экономики и управления существует уже более 10 лет. Его участники активно сотрудничают в вопросах экологического просвещения и образования с государственными, общественными и коммерческими структурами и организуют различные эко-просветительские мероприятия. Самым главным из них считается Межвузовский экологический кубок – это уникальная площадка для общения студентов, экспертов и представителей бизнеса, государства и общественных организаций по актуальным проблемам в сфере охраны окружающей среды, изменений природоохранного законодательства, научных исследований и прикладных разработок.
Фото - minobrnauki.gov.ru
«Одной из приоритетных задач Эколого-экономического клуба является создание в НГУЭУ системы раздельного сбора отходов и, соответственно, огромный блок просветительской работы для студентов и сотрудников в этом направлении», – комментирует старший преподаватель кафедры экологической безопасности и управления природопользованием Екатерина Цускман.
Кроме того, члены Клуба проводят выездные мероприятия «Экодень», где рассказывают школьникам и студентам колледжей об экологическом туризме, глобальных проблемах экологии.
Алина Можачкина, еще будучи активисткой студенческого самоуправления Пензенского государственного технологического университета, стала региональным лидером Всероссийского экологического движения ЭКА. По ее инициативе в вузе стартовала программа экологического образования для студентов всех направлений подготовки. Акции «Больше кислорода», «Посади лес», «Разрядись» стали привычными для ПензГТУ и объединили заинтересованную молодежь в студенческое научное общество «Современные проблемы химии, экологии и безопасность жизнедеятельности».
«Сегодня в основе нашей деятельности – изучение физико-химических процессов в окружающей среде, моделирование адсорбционных процессов в атмосфере, гидросфере, литосфере, создание универсальных фильтрующих элементов адсорбционного типа на основе природных сорбентов, поиск и разработка новых методов инактивации токсикантов в окружающей среде, – рассказывает доцент кафедры биотехнологии и техносферная безопасность Дмитрий Борисков. – Но и не менее важная задача – это популяризация знаний в области химии, защиты окружающей среды и БЖД среди обучающихся».
Эковолонтеры
Фото - minobrnauki.gov.ru
В Удмуртском государственном университете задачей экопросвещения и информационно-просветительской работой среди студентов и сотрудников занимается Волонтерская лига «Раздельному сбору отходов ДА!». Проект получил поддержку Фонда Президентских грантов. Участники Лиги прошли курсы по технологиям переработки отходов, инновационной педагогике, правовым аспектам обращения с отходами, прослушали семинары с представителями предприятий-переработчиков отходов в регионе. Особое место в программе обучения волонтеров занимает развитие soft skills: работа в команде, разработка персональных проектов, формирование лидерских качеств, реализация творческого потенциала.
Руководитель проекта, кандидат технических наук Ольга Дружакина рассказывает: «Среди основных задач наших волонтеров – создание программ и презентаций экоуроков. Среди крупных проектов – Экоквест ответственного потребления в дистанционном формате, Школа ответственного потребления. С января 2020 года волонтеры провели более 28 различных мероприятий: экоуроки, экологические квесты, мастер-классы и другие, а участвовали в них больше 650 человек».
При проведении экоуроков волонтеры рассказывают примеры из личного опыта экологизации образа жизни, а также о том, как сделать первые шаги по переходу к РСО. Например, отказ от одноразовых вещей, таких как пластиковая посуда, медицинские бахилы, отказ от не перерабатываемой упаковки товаров и т.п. Слушателей учат «читать» экознаки на упаковках и отвечают на вопросы: «Куда сдать лампочку или батарейку?», «Куда вывозят отходы из специальных сетчатых контейнеров?», «Что можно сделать из отходов?» и многие другие.
Цель масштабной экологической волонтерской программы «Живая Земля» – превратить экологические знания в твердые убеждения. Проект создан по инициативе Первичной профсоюзной организации студентов Университета Лобачевского при поддержке Общественной палаты Нижегородской области и Совета ректоров Нижегородской области. История «Живой земли» началась в 2010 году, когда в стране бушевала аномальная жара, а в области Нижнего Новгорода стоял такой смог, что без средств индивидуальной защиты дышать было невозможно. Площадь лесных пожаров в Нижегородской области на тот момент достигла 1200 га. Понимая, что восстановление лесных массивов – долгий и трудоемкий процесс, волонтеры создали проект «Живая земля» и с тех пор каждый год на выездных мероприятиях участники восстанавливают леса, пострадавшие в результате природных пожаров 2010 года.
В этом году состоялся уже X экологический лагерь «Живая земля», на котором собрался 101 участник. Волонтеры засадили 15 га леса в лесничестве Семеновского района, организовали «экологические тропы» в Усадьбе Левашовых и начали восстанавливать сквер в городе Семенов.
«Программа выездного волонтерского лагеря включает проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование экологического сознания молодежи и развитие экологического добровольчества: лесовосстановительные работы, общественно-полезные хозяйственные работы, образовательное направление, творческие тематические вечерние мероприятия», – рассказал Руслан Костригин, начальник отдела патриотического воспитания студентов управления по молодежной политике ННГУ.
Эконаука
Фото - minobrnauki.gov.ru
Состояние водоемов и водотоков – одна из острых экологических проблем Приморского края. К решению проблем загрязнения городских водотоков подключились и студенты-экологи Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Свои исследования студенты проводят на Второй Речке. У этой реки, впадающей в Амурский залив, богатая история: в ХХ веке ее поровну делили военные и простые граждане, затем на ее берегах строились летние дачи и в 60-х годах район решили застроить жилыми домами. Сегодня Вторая Речка обмелела, дно заилилось, а на берегах скопились горы бытового и строительного мусора.
«Комфортность среды обитания является важным фактором в поддержании здоровья городских жителей. Владивосток, имея статус столицы Дальнего Востока, является привлекательным объектом для российских и иностранных туристов, — рассказывает об актуальности проекта ответственный руководитель Татьяна Вшивкова. — При этом в центре города, в микрорайоне Вторая Речка на пути главного туристического маршрута, в безобразном состоянии находится один из городских водотоков – Вторая Речка. В реку сливаются жидкие отходы производства, канализационные стоки предпринимателями, городскими сетями. Разрушенные старые мосты и переходы через реку препятствуют речному стоку, загрязненная вода попадает прямо в Амурский залив, ухудшая качество воды, отрицательно воздействуя на прибрежные экосистемы, нарушая права граждан на благоприятную среду обитания».
Экологам-участникам проекта «Ревитализация Второй Речки» нужно решить ряд задач. Для начала – произвести комплексную оценку экологического состояния реки Вторая Речка. С помощью этих данных подготовить рекомендации, которые снизят антропогенное воздействие на водные источники.
«После этого станет возможно подготовить специалистов к восстановлению участков городского водотока, – рассказывает руководитель проекта по организации работы со студентами ВГУЭС Наталья Иваненко. – Следующий шаг – апробировать использованные в работе методики пресноводного биомониторинга для оценки качества вод. Также важно составить протоколы проведенной экспертизы по выявленным нарушениям. Они будут направлены в соответствующие надзорные и контролирующие органы Владивостока: в Администрацию нашего города, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края».
Специалисты оценят состояние реки по гидробиологическим и гидрохимическим показателям и проведут комплекс работ по изучению растительности в различных зонах Второй Речки. Реализация проекта позволит включить результаты в паспорт водного объекта – это необходимо для предоставления рекомендаций в Министерство природных ресурсов и экологии РФ по внедрению методики пресноводного биомониторинга в государственную программу экологического мониторинга.
Результаты своих исследований студенты представляют на научных конференциях, участвуют в слушаниях по экологическому состоянию водотоков, которые проходили в координационном Совете по проблемам экологии Приморского края. Одна из выпускниц ВГУЭС успешно защитила диссертацию, в которой изучала дно водоема Второй Речки.
Для улучшения экологической обстановки водоемов и водостоков Приморского края была создана долговременная программа «Исследование экологического состояния водоемов и водотоков полуострова Муравьева-Амурский и разработка рекомендаций по их восстановлению», созданной Дальневосточной межрегиональной общественной экологической организацией «Зеленый крест» и учеными Дальневосточного отделения РАН. Проект ВГУЭС «Ревитализация Второй Речки» – одно из ответвлений этой программы. Задача участников – выделить и описать единый выверенный алгоритм действий научных специалистов совместно с общественностью и государством для охраны и восстановления городских территорий, в том числе речных бассейнов.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.