Новые компетенции: сессии «Вузы как институты развития» и «Рынок труда 2035. Сервисы для граждан и бизнеса»

12.11.2020 72

На площадке форума «Сильные идеи для нового времени» участники сессии «Вузы как институты развития» обсудили возможности российских вузов, как крупнейших интеллектуальных хабов, держателей инфраструктуры, чей потенциал способен быть мощным толчком для развития страны. Эксперты следующей сессии трека «Новые компетенции» – «Рынок труда 2035. Сервисы для граждан и бизнеса» – рассказали о том, какие изменения привнес возросший запрос на дистанционный формат работы.

«Миссия университетов – стать центрами реализации возможностей. Ответственность за будущее России на плечах ректоров», – так обозначил масштаб задачи ректор ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Никита Анисимов.
Фото - asi.ru

Одна из проблем, которую можно решить, развивая симбиоз академической среды с социальной и деловой, – это отток кадров из регионов. Как рассказал руководитель Администрации главы Республики Башкортостан Александр Сидякин, из 17 тысяч студентов в регион возвращаются лишь 500 человек. Поэтому в Башкортостане создан Евразийский научно-образовательный центр, в котором гармонично соединены запросы бизнеса и развитие науки с учетом характера региона, помогающий справиться с проблемой.

«Приоритеты регионов вытекают из глобальных вызовов, роль вуза – быть связкой, мостиком между глобальными приоритетами, вызовами и повесткой региона», – подчеркнула исполнительный директор аналитического центра «Форум» Екатерина Шапочка.

По общему мнению участников дискуссии, вузы должны стать не просто кузницей кадров, а одним из основных элементов формирования социально-экономической среды и инструментом трансформации регионов.

«Агентство стратегических инициатив стремится, чтобы вузов, у которых задача быть центром реализации возможностей, было много: не десятки, а сотни. Каждый рейтинг загоняет людей в рамки, заставляет их работать на цифры», – отметил Александр Шепилов, заместитель сетевого директора, директор Центра организационного развития Агентства стратегических инициатив.

Изменения, вызванные общемировыми факторами – цифровизацией экономики, сменой технологического уклада, – обсуждали участники сессии «Рынок труда 2035. Сервисы для граждан и бизнеса».

Рынок труда адаптируется под внешние условия. Например, последствия и ограничения эпидемии коронавируса создают новые форматы трудовых взаимоотношений, в частности заданный национальными целями формат самозанятости, и формируют актуальные запросы к работодателям и соискателям, ответ на которые не всегда очевиден.

«Сегодня мы хотели бы поговорить с экспертами о трендах на рынке труда, о том, какие решения уже сейчас есть и что в этом отношении требуется. Среди трендов на рынке труда – автоматизация цифровых технологий, вытеснение неэффективной занятости, введение новых форм занятости (дистанционной в том числе), повышение мобильности. И повышение осознанности граждан с точки зрения их занятости»,

– сказала Жанна Кадылева, директор Центра инициатив, направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив.

«Для каждого человека важен вопрос, чем он будет заниматься через 5–15 лет. Изменения в сфере занятости связаны с цифровизацией. В прошлом году в это время 30 тысяч граждан работали дистанционно, сейчас 3,5 миллиона граждан РФ работают в таком формате. В разгар пандемии численность доходила до 5,5 миллиона человек. Это один из примеров цифровизации», 

– рассказала Елена Домашевская, директор АНО «Ульяновский клуб гражданского образования».

«Из совершенно нового: произошел отток специалистов из Москвы обратно в регионы. И они продолжили работать удаленно. Они обнаружили, что в регионах стали лучше медицина и образование (за деньги). И они восстановили там социальные связи. Это свежая кровь, которая пришла в регионы и не собирается возвращаться в Москву или Питер. Это активные люди с деньгами, социальными связями и прокачанными компетенциями в разных больших проектах»,

– отметил Александр Захаров, основатель SuperJob. По его словам, «гибкие варианты занятости – это то, с чем мы сейчас живем, и то, с чем большинству компаний приходится работать».

Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Елена Мухтиярова рассказала, что сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект по регулированию дистанционной занятости. В ближайшее время он будет рассмотрен в комитете и на заседании Госдумы.

«Мы проводим работы по электронному кадровому документообороту, по внедрению цифры в документооборот. По его итогам Минтруд подготовит изменения в трудовое законодательство, и мы надеемся, что в 2021 году мы для всех участников рынка труда такую возможность создадим. Несколько шагов для повышения квалификации. Это связка институтов образования и занятости. Сейчас на платформе „Работа в России“ мы разворачиваем систему мониторинга профессионального пути выпускника. В следующем году мы переводим эту информационную систему в состояние боевой готовности. Мы будем мониторить, кто устроился по специальности, какое дополнительное профобразование человек получал после окончания учебного заведения, какой уровень зарплаты имеет выпускник»,

– рассказала Елена Мухтиярова.

«Мы разворачиваем и перезагружаем наш технический университет, соединив проекты работодателей с системой образования, для того чтобы готовить кадры для новой экономики. Сегодня мы запустили „Яндекс.Лицей“. В каждой школе запускаем профиль, но готовить нужно прямо оттуда и мотивировать, что после не нужно уезжать куда-то. Вот у тебя система образования, которая позволит тебе занять достойное место и получать очень неплохую зарплату»,

– поделился опытом региона губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

«Мы создали цифровой двойник рынка труда региона, достаточно детальный, чтобы понимать, кто вообще у нас работает. К сожалению, на сегодняшний день никто не знает, сколько рабочих мест в стране, и никто не знает, сколько людей работает», – отметил Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.

Сейчас, по мнению Дмитрия Чернейко, «речь должна идти о создании платформы, на которой удобно найти работника, рабочее место, понять, чего не хватает, чтобы найти работу. А пока родители не понимают, чему нужно учить детей».

 

Источник: Пресс-служба АСИ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*