На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодёжь» обсудили, каким должен быть современный вуз

09.11.2020 77

Российский форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодёжь» прошел в пятницу, 6 ноября, в Нижнем Новгороде на площадке Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, а также в онлайн-формате. На форуме обсуждались стоящие перед высшей школой, наукой и обществом вызовы, связанные в том числе с распространением коронавирусной инфекции.

В рамках форума состоялась панельная дискуссия «Университет в стране возможностей». Университеты являются важнейшими площадками развития талантов и играют все большую роль в реализации возможностей личностного и карьерного роста молодежи.

В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров, председатель Российского Союза Молодежи Павел Красноруцкий, ректор Российского университета дружбы народов Олег Ястребов, проректор по учебной работе ННГУ им. Н.И. Лобачевского Ольга Петрова, директор Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС, руководитель всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» Вячеслав Шоптенко. Модераторами панельной дискуссии выступили научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов и руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Евгений Сженов поинтересовался у Алексея Комиссарова, какие университеты нужны современной России? Алексей Комиссаров отметил четыре направления для развития университетов: внедрение андрагогики, развитие гибких навыков, открытость и готовность к любым современным форматам, поощрение любой внеучебной деятельности молодых людей.

Алексей Комиссаров рассказал, что в 2021 году у АНО «Россия – страна возможностей» запланирована программа плотного взаимодействия с вузами, поскольку 2/3 проектов и конкурсов платформы направлены на студентов или связаны с ними. 

«Мы рассчитываем на более плотное взаимодействие с преподавателями для координации учебной и воспитательной работы. Хотелось бы, чтобы мы понимали друг друга и говорили на одном языке, получали обратную связь. Также мы хотим сделать центры траекторий: на базе нашей цифровой платформы мы будем предоставлять возможность каждому человеку, пройдя определенные тесты, найти для себя индивидуальную траекторию и развиваться в том, что ему важно и интересно», – поделился Алексей Комиссаров.

Директор Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС, руководитель всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» Вячеслав Шоптенко рассказал, как команда проекта работает над задачей предоставления доступа к современным образовательным форматам: 

«Соглашусь с тезисом, что вузы пока не научились формировать у студентов soft skills, в частности, навык командной работы. С этой первой задачей справляется лишь треть участников от общего числа 135 тысяч зарегистрированных на третий сезон Кубка «Управляй». Теперь участникам в подборе команды помогает и специальный диагностический тест от Университета НТИ 2035 – фактически искусственный интеллект. В этом году в период пандемии 700 студентам участие в Кубке «Управляй» зачли за учебную практику. С помощью Кубка они отрабатывали те же самые навыки, только в формате управления виртуальной компанией. Это тот арсенал российских и международных современных образовательных технологий, который стал доступен всем вузам и колледжам страны. Таким образом, в нашей стране есть технологии, они работают бесплатно в рамках нацпроекта «Образование», тогда как за рубежом это стоит достаточно дорого. Нашим вузам нужно научиться использовать этот опыт, интегрировать его в учебный процесс, у всех эти возможности есть».

Фото - fadm.gov.ru

Заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров подчеркнул в своем выступлении, что университеты должны быть центрами социальной и культурной жизни: 

«Реализация молодежной политики невозможна без участия университетов. Яркой лакмусовой бумажкой является форумная кампания: одни молодые люди приезжают по целевому принципу, они вовлечены, заряжены на результат. Как правило, это молодежь из тех университетов, где ведется большая воспитательная работа. А бывают другие, которых мы погружаем во что-то интересное, новое, яркое. И эту ситуацию мы все вместе должны изменить».

С мнением Григория Гурова согласился и ректор Российского университета дружбы народов Олег Ястребов, отметив, что «университет – это не набор курсов»:

 «Университет – это культурная система, где воспитанию, адаптации молодежи уделяется не меньшая роль, чем образованию. Воспитать человека интеллектуально и не воспитать его нравственно – это мина замедленного действия. Университет в стране возможностей – это, на мой взгляд, главный социальный лифт, в который достаточно легко зайти, сдав ЕГЭ. Но потом очень сложно на нем двигаться. Внеучебная жизнь студента в университете помогает быстрее подниматься в этом социальном лифте. Университет, на мой взгляд, – это территория возможности выбора профессии, языка, научного проекта, стажировки, спортивных программ, волонтерского проекта. Важно для вуза не зацикливаться на научной составляющей».

Модератор дискуссии Дмитрий Гужеля попросил экспертов высказаться на тему расширения функций университета, который должен быть точкой притяжения для всего макрорегиона, а не только для студентов.

«Университет в настоящее время — это центр притяжения региона и большая экосистема, которая создает необходимые точки роста для развития всех желающих. Университет возможностей – это университет, который дает, кроме учебного наполнения, умения, которые формируются при участии в различных конкурсах. Наш вуз активно взаимодействует с платформой «Россия – страна возможностей», студенты участвуют в конкурсе «Цифровой прорыв», олимпиаде «Я – профессионал» и других проектах. Мы видим, насколько другим становится студент, когда он проходит через всю систему подготовки. Это именно то, что мы не можем дать студенту во время аудиторных занятий. Концепция современного университета – это университет на всю жизнь, куда мы возвращаемся снова и снова», – прокомментировала проректор по учебной работе ННГУ им. Н.И. Лобачевского Ольга Петрова.

По мнению председателя Российского Союза Молодежи Павла Красноруцкого, сейчас в вузах важно реанимировать систему студенческих советов: 

«Сейчас студсоветы носят проектно-программный характер. С нашей точки зрения, они должны решать более глубинные и комплексные задачи, которые касаются всех студентов, а не только тех, кто поет, кто волонтер или спортсмен. Назрел вопрос о серьезной перестройке самой системы студенческого самоуправления, начиная от прямых студенческих выборов, когда студсовет публичен, отчитывается о своей работе, когда каждый год председатель студсовета должен подтверждать свой статус перед всем студенческим сообществом. И самое главное – это системное, ежегодное обучение председателей студенческих советов. В этом случае эффективность работы со студенчеством будет на порядок выше и лучше».

Евгений Сженов, подводя итоги дискуссии, высказал общее мнение, назвав форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодёжь» главным ректорским форумом года, где профессиональное сообщество может обсудить актуальные и спорные вопросы в условиях меняющегося времени. Экспертами и участниками мероприятия было принято решение, что форум станет ежегодным.

Фото - fadm.gov.ru

Организаторами форума выступили: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Правительство Нижегородской области, НИУ «Высшая школа экономики», ЭАЦ «Научно-образовательная политика», Московский международный салон образования. Партнерами форума стали Росмолодежь и АНО «Россия – страна возможностей»

 

Источник: Пресс-служба Росмолодежи

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*