Редкие профессии

30.10.2020 94

Редкая профессия – не значит невостребованная. Чаще всего это уникальные направления, которые появляются в вузах либо по заказу индустрии, как это произошло в Политехе Петра Великого, либо ради сохранения культурных традиций – как в Нижневартовском государственном университете. Об этих историях – в нашем материале.  

Инженер, который умеет находить нефть глубоко под землей 

Запасов легкодоступной нефти, для добычи которой достаточно пробурить скважину, осталось мало. Но в недрах земли находится огромное количество труднодоступной нефти, а добыть ее возможно только при помощи новых технологий и точного математического моделирования. Специалисты, которым предстоит решать сложнейшие задачи и внедрять инновации для повышения добычи нефти, должны знать математику, механику и программирование, заниматься машинным обучением, уметь строить математические модели, разрабатывать новое программное обеспечение и многое другое. 

Фото - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого / minobrnauki.gov.ru

Именно таких специалистов готовят на бакалаврской программе «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи», которая реализуется на базе Высшей школы теоретической механики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого совместно с компанией «Газпром нефть».

В Школе разработали и успешно внедрили концепцию непрерывной подготовки будущих нефтяников: от школьников – до сотрудников «Газпром нефти», и обучение в бакалавриате на этом направлении – одно из звеньев цепочки. 

Программа построена по практико-ориентированному принципу, поэтому студентов ждет много практических курсов и дисциплин от преподавателей СПбПУ и сотрудников Научно-технического центра «Газпром нефти». В обучении делается упор на углубленные знания математики, различных разделов механики, программирования, изучение специализированных дисциплин по нефтегазовому делу, таких как методы исследования скважин, гидродинамика и геомеханика, основы геологии, изучение пакетов прикладных программ для моделирования процессов нефтегазодобычи. При этом образовательная программа организована так, чтобы студенты, в первую очередь, получили компетенции именно специалиста по математическому моделированию, но с углубленными знаниями процессов нефтегазодобычи. Это позволит расширить возможности для последующего профессионального пути, а полученные в процессе обучения навыки выпускники смогут применить в различных сферах деятельности и работать как в нефтяных, так и в других инжиниринговых, строительных, исследовательских, IT-компаниях страны и мира. 

Продолжить развитие в нефтегазовой отрасли студенты могут на магистерской программе «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи», где будут расширены полученные в бакалавриате знания. Многие студенты и выпускники этой магистерской программы трудоустраиваются в подразделения «Газпром нефти» – в настоящий момент уже более 40 политехников успешно работают и руководят технологическими проектами в компании. 

Специалист, от которого зависит работа водоснабжения и водоотведения 

В Крымском федеральном университете начнут готовить специалистов по акватронике – науке об использовании компьютерной техники для решения проблем с водоснабжением.

Ученые КФУ разработали и утвердили новый для России профессиональный стандарт «Специалист по акватронике» с учетом актуальных потребностей Крыма в обеспечении водой. 

«Сегодня остро встает проблема угасания существующих профессий в сфере водоснабжения и появления новых, соответствующих передовым технологиям и организации деятельности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. В мире направление “акватроника” появилось всего 8 лет назад – в Германии, Израиле, Бразилии. В России мы впервые готовы начать обучение специалистов, которые станут основой реализации современного управления энергопотреблением, технической и экологической безопасностью систем водоснабжения и водоотведения (СВВ)», – отметил ректор Крымского федерального университета Андрей Фалалеев.

Утверждение нового профессионального стандарта позволяет начать разработку ФГОС для подготовки специалистов всех уровней по акватронике.

«Без квалифицированного инженерно-технического персонала наличие разработок по наилучшим доступным технологиям не позволяет реализовать их преимущества. Объединение компетенций в области водных ресурсов и компьютерной инженерии необходимо для эффективного использования современных технологий в качестве полезного инструмента для решения технических проблем в водохозяйственном комплексе», – пояснил заведующий кафедрой водоснабжения, водоотведения и санитарной техники Академии строительства и архитектуры Крымского федерального университета Илья Николенко, который за разработку профстандарта получил от Российского профессорского собрания титул «Профессор года» по ЮФО.

По словам ученого, наличие таких специалистов позволило бы предотвратить существующую сегодня в Крыму проблему с водообеспечением путем моделирования различных чрезвычайных ситуаций и оптимизирования работы водопроводных сетей.

На базе Крымского федерального университета создан уникальный научно-образовательный центр «Акватроник Фесто Центр», в котором уже установлено оборудование для практически ориентированной подготовки специалистов по акватронике. Со следующего года Крымский федеральный университет начинает прием заявлений на новое направление обучения.

 Профессионал в области культуры, истории, языка и литературы коренных малочисленных народов Севера 

«Хантыйский язык является одной из главных составляющих традиционной культуры Югры, помогает сохранить преемственность культурных традиций и передать знания последующим поколениям коренного населения», – считает кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций Нижневартовского государственного университета Анна Белькова.

Именно поэтому в 2019 году в НВГУ открылась новая образовательная программа магистратуры «Педагогическое образование», профиль «Хантыйская филология».  

Сегодня в магистратуре обучаются шесть человек за счет средств из окружного бюджета. Студенты осваивают хантыйскую литературу XIX-XX веков, историю, философию, родной язык и его диалекты, поэзию и прозу коренных малочисленных народов Севера. Приглашенные специалисты, носители языка и преподаватели Нижневартовского государственного университета проводят практические занятия, семинары и деловые игры. В учебном процессе используются материалы хантыйских, российских и зарубежных авторов. Например, монография Марты Чепреги, заведующего кафедрой финно-угроведения Университета им. Лоранда (Венгрия), где представлены фонетика, морфология и синтаксис сургутского диалекта хантыйского языка. 

Выпускники программы востребованы в системе образования Югры: они преподают родной язык и литературу в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, участвуют в создании учебников хантыйского языка.

Магистрант первого курса, учитель хантыйского языка (сургутского диалекта) в Ляминской средней общеобразовательной школе (Сургутский район), почетный работник общего образования России, учитель года родного языка Галина Лаптева, выбрала для себя это направление не случайно. Она родилась в семье ханты и в сознательном возрасте поняла, что хочет помогать детям из стойбищ адаптироваться в школе. Галина Павловна преподает родной язык уже 23 года, является автором книги рассказов-воспоминаний «Сон Глухарки», сборника хантыйских песен для детей «Поющее озеро». 

«Профессия преподавателя родного языка редкая, очень интересная. В магистратуре НВГУ я совершенствую свои навыки преподавания и уровень языка. Я живу своей профессией. Все свои знания и любовь я отдаю детям, на уроках рассказываю легенды, сказки и мифы на хантыйском языке. У ребят возникает желание разговаривать на родном языке, это очень важно», – поделилась Галина Лаптева. 

Сохранению хантыйского языка уделяется особое внимание со стороны государства и правительства региона. По данным Росстата России, в Югре на нем общаются около 20 тысяч представителей. В этом году инициативу сохранения языков народов Арктики, куда входит хантыйский язык, поддержал Арктический совет. В его составе: Финляндия, Канада, Норвегия, Россия, США и другие северные страны. Представители совета подчеркивают важность вовлечения молодежи коренных народов в исследовательскую работу по сохранению языкового и культурного наследия.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*