«Наша задача для начала – нарисовать эскиз базовой модели центров карьеры, обсудить уже существующие гипотезы, озвучить проблемы и предложить идеи для доработки проекта модели, представленной на крауд-платформе АСИ Высшей школой экономики. Из чего должна складываться деятельность центра карьеры, как он должен быть интегрирован в работу всего университета и как измерять удовлетворенность его работой – вот, пожалуй, основные вопросы», - сказала замруководителя направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина, предваряя обсуждение.
«66% существующих профессий исчезнут в ближайшие 10-20 лет. 47% новых профессий появится на рынке труда в ближайшие 5-10 лет. Из-за пандемии коронавируса каждый пятый молодой человек в мире потерял работу. Вот те вызовы, с которыми сегодня столкнулись центры карьеры», - сказала проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
По ее мнению, центры карьеры должны стать элементом экосистемы университетов, связующим звеном между рынком труда, академическим сообществом, рейтинговыми агентствами и партнерскими организациями.
«Центр карьеры не равен бирже труда. Он должен заниматься карьерной навигацией, ориентированием студента, обучением поиску себя», - подчеркнула Касамара.
Участники обсуждения (руководители профильных подразделений и проректоры ведущих университетов страны) поделились своими идеями, опытом и озвучили существующие проблемы. Так, по словам директора центра карьеры технологического университета МИСиС Натальи Максимовой, на четырех сотрудников центра сегодня, в среднем, приходится 13,5 тыс. студентов и 2 тыс. выпускников.
«То есть объем необходимых коммуникаций превышает ресурсы в несколько раз», - объяснила она.
Максимова также отметила важность компетентостного подхода в работе по содействию трудоустройству и необходимость цифровизации коммуникаций и работы с данными.
О результатах исследований, проведенных Череповецким госуниверситетом совместно с платформой «Факультетус», рассказал начальник центра карьеры ЧГУ Михаил Колесов.
«Мы проанализировали 1257 сайтов университетов, опросили 93 сотрудника центров карьеры и 934 студента. На всех сайтах нашлось только 422 центра карьеры или профильных разделов. Из них только 208 подавали признаки жизни: имели контактный номер телефона или страницу в соцсетях. И только половина опрошенных студентов указали, что знают о существовании центра карьеры в своем вузе как об органе по помощи в трудоустройстве», - рассказал Колесов.
В сложившихся условиях каждый вуз по-своему решает проблему трудоустройства выпускников.
«При нашем центре каждый год работает порядка трехсот тим-лидеров, которые вовлекают ребят в поиск работы. И у них же, в силу молодости, отлично получается налаживать контакты с бизнесом, потенциальными работодателями. К сожалению, у нас нет ставок для волонтеров. Но даже запись в трудовой о таком опыте является большим подспорьем для получения работы в будущем», - привела пример Наталья Максимова.
По ее словам, оптимальная модель центра карьеры должна учитывать несколько факторов. Во-первых, помощь в создании портфолио и резюме выпускника, во-вторых, в повышении понимания студентов его компетенций. И, наконец, налаживание долгосрочного сотрудничества с компаниями-работодателями, чтобы гарантировать подготовку студентов под запросы рынка труда.
Предлагаемая Валерией Касамарой базовая модель центров карьеры учитывает, как потребности студентов в работе, так и запросы региона в специалистах. Центры должны обладать своей цифровой платформой, выстраивать отношения со всеми участниками процесса трудоустройства, обучать студентов инструментам по созданию карьерной цели и траектории развития, а также прогнозировать изменения на рынке труда, чтобы формировать новые компетенции у студентов. Предполагаемым индикатором эффективности центра карьеры должен стать не только процент трудоустроенных выпускников, но и количество предложений о найме, полученных студентом за время обучения.
Важность учёта в базовой модели региональной и отраслевой специфики отметила и директор центра карьеры Новосибирского государственного исследовательского университета Светлана Довгаль. По ее мнению, деятельность центра должна быть цифровизирована и связана с учебными процессом, иметь четкий регламент и приоритет задач, а также включать постоянный мониторинг регионального рынка труда и запросов работодателей.
Опытом цифровизации процессов центров карьеры поделился модератор круглого стола Сергей Вищипанов, генеральный директор лидерского проекта АСИ компании-резидента фонда «Сколково» платформы «Факультетус».
«Университеты начали к нам обращаться во время весеннего обострения ситуации с пандемией, когда отменялись ярмарки вакансий и было необходимо организовать онлайн-взаимодействие. На сегодняшний день к платформе «Факультетус» подключилось более 70 университетов»,
- сказал Вищипанов.
«Консолидация и аналитика данных по работодателям, вакансиям, требованиям и самим студентам с внешних платформ, интеграция с сервисами и ATS, ведение карьерных траекторий, карты компетенций, в том числе, по базовой модели компетенций Университета 2035, – в этом концентрируется ключевая задача цифровизации центров как ассистивной системы для специалистов»,
- отметил он.
«Если мы хотим развивать молодежную повестку и услышать молодых ребят, которые ищут свою карьеру, то их нужно вовлекать в работу институтов развития и вовлекать в деятельность центров карьеры вузов», - подчеркнул руководитель Центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно
По итогам обсуждения участники приняли решение о продолжении работы над базовой моделью центров карьеры вузов с участием представителей министерства науки и высшего образования РФ.
Валерия Касамара также предложила всем желающим ознакомиться с проектом ВШЭ на крауд-платформе в направлении «Новая молодежная повестка» и оставить там свои комментарии и предложения:
https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/2874
Идеи НИТУ МИСиС и платформы «Факультетус» в направлении «Новые компетенции»:
https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/2278
https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/15849
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.