В рамках реализации программы краевой инновационной площадки по теме «Создание модели оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к выполнению трудовых функций на региональном рынке труда в сфере АПК» 24сентября 2020 г. состоялся региональный научно-практический вебинар с международным участием по теме «Сфера труда и сфера образования: взаимодействие, проблемы, способы и возможности их решения».
В мероприятии приняли участие более 100 человек, в том числе представители Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», Регионального союза работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья», Союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края», Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Андроповского муниципального района;
- представители администрации и педагогические работники образовательных учреждений республики Казахстан и республики Беларусь (КГКП «Атырауский колледж энергетики и строительства», КГУ «Технологический колледж города Алтай», КГП на ПХВ «Аксуский высший многопрофильный колледж имени Жаяу Мусы», УО «Рогачёвский государственный профессионально-технический колледж строителей»);
- представители социальных партнеров реализации программы КИП - профессиональных образовательных организаций Ставропольского края;
- представители социальных партнеров реализации КИП - работодателей сферы АПК региона.
Фото - Информационный центр ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Проблемное поле вебинара: внедрение новых механизмов и инструментов профессионального образования, проблемы качества профессионального образования; проблемы готовности обучающихся системы СПО к трудовой деятельности; проблемы согласования содержания основных профессиональных образовательных программ с профессиональными стандартами; проблемы рационализации образовательного процесса в профессиональном образовании; проблемы взаимодействия с работодателями; проблемы профессионального образования в сложившихся эпидемиологических условияхи др.
Фото - Информационный центр ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
На вебинаре обсуждались следующие вопросы:
- О модели системы оценивания готовности обучающихся профессиональных образовательных организации к трудовой деятельности (из опыта работы краевой инновационной площадки) - Ерин В.В., директор ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл», к.п.н.
- Модель развития кластера дополнительного образования ВУЗа - Лисова О.М., директор Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», профессор, к.э.н.
- О практике социального партнерства современного колледжа с представителями сферы труда - Бандилет В.Г., заместитель главы администрации - руководитель Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Андроповского муниципального района
- Ресурсный центр профессионального образования как форма взаимодействия с работодателями - Горбань Е.И., заведующий учебной частью РЦПО ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
- О готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к трудовой деятельности - Ерина Л.И., заместитель директора по НМР ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
- О значимости взаимодействия сфер труда и образования для экономики региона - Гурьянов В.М., президент Регионального союза работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья», председатель совета директоров Группы Компаний «Арнест»
- Взаимодействие сферы труда и профессионального образования в республике Казахстан - Болекбаева Г.Х., преподаватель специальных дисциплин КГКП «Атырауский колледж энергетики и строительства», республика Казахстан
- Организация производственного обучения студентов в условиях дистанционного обучения - Дюсегалиев А.С., преподаватель специальных дисциплин КГКП «Атырауский колледж энергетики и строительства», республика Казахстан
- Возможности образовательной платформы «Edus» - Еркулова Э.С., заместитель директора по информационным технологиям КГКП «Атырауский колледж энергетики и строительства», республика Казахстан
- Об участии работодателей в процедуре оценки готовности обучающихся к выполнению трудовых функций - Карпенко Е.А., методист ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
- О некоторых аспектах информационной поддержки трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций(из опыта функционирования краевой инновационной площадки) - Вяльцева О.А., педагог дополнительного образования ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Заслушав выступления, а также учитывая мнение коллег, написанных в чатах, участники вебинара отмечают:
- Педагогическая общественность системы профессионального образования, как в Российской Федерации, так и в республике Казахстан в ходе реформирования сферы образования вынуждена решать одинаковые или близкие по содержанию задачи для построения модели образования, отвечающейсовременным реалиям.
- В системном обновлении профессионального образования, как в части его содержания, так и в части оценки результативности, заинтересованы профессиональные образовательные организации и представители сферы труда - работодатели.
- Современный рынок труда ориентирован на современного компетентного специалиста с широким спектром приложения в производственной сфере, владеющего трудовыми функциями в рамках специальности и готового постоянно совершенствоваться в профессиональном плане.
- Внедрение новых инструментов и механизмов обучения и воспитания, в том числе дистанционных и электронных, в системе профессионального образования становится приоритетным направлением.
- Согласование содержания профессионального образования с требованиями профессиональных стандартов является объективной необходимостью.
- Разработка и внедрение новых подходов к оценке качества профессионального образованияи формированию готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций к трудовой деятельности может стать важным ресурсом для совершенствования современного профессионального образования.
- Особо значимым в настоящее время является настройка системы профессионального образования на работу в сложившихся реалиях эпидемиологической обстановки и с учетом запросов лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по причине пандемии.
- Вследствие определенных объективных и субъективных причин отмечается недостаточнаястепень готовности обучающихся системы СПО к трудовой деятельности, что, естественно, влечет за собойнизкий уровень их трудоустройства по специальности/профессии.
- Важным аспектом реформирования системы профессионального образованияявляется установление прочных долговременных связей и активное взаимодействие с представителями сферы труда, формирующими спрос на рабочую силу.
Фото - Информационный центр ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Участники отмечают актуальность освещенных на вебинаре вопросов и считают, что для дальнейшего развития и совершенствования системыпрофессионального образования необходимо:
Профессиональным образовательным организациям:
- Продолжить деятельность, направленную наусиление степени соответствия квалификации обучающихсясистемы СПО требованиям современного рынка труда.
- Активизировать работу по формированию социально - деятельностного пространства и развивающей образовательной среды через использование новых форм обучения и современных образовательных технологий, социальное партнерство и сетевое взаимодействие.
- Особое внимание уделить формированию и развитию механизма социального партнерства, так как эффективность взаимодействия с работодателями становиться одним из важнейших критериев конкурентоспособности профессиональной образовательной организации, как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда.
- Обеспечить принятие дополнительных мер по содействию трудоустройству выпускников системы СПО, в том числе через IT-ресурсы.
- Продолжить практику публичного обсуждения достижений и проблем профессионального образования.
- Диссеминировать инновационный опыт работы в различной форме и на различных уровнях.
Срок - постоянно.
Фото - Информационный центр ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Региональным и муниципальным объединениям работодателей:
- Способствовать взаимодействию представителей сфер труда и профессионального образования по вопросам поддержания на рынке труда состояния рыночного равновесия, т.е. обеспечению сбалансированности спроса и предложения на квалифицированную рабочую силу.
- Участвовать в обсуждении достижений и проблем профессионального образования в формате различных площадок и на различных уровнях.
Срок - постоянно.
Представителям сферы труда - работодателям:
- Активизировать работу по взаимодействию с представителями сферы профессионального образования с целью подготовки востребованных специалистов, подготовленных для конкретного «потребителя» образовательных услуг.
- Внедрять современные практики сотрудничества с профильными профессиональными образовательными организациями и находить новые индивидуальные формы взаимовыгодного взаимодействия, способствующие формированию трудового коллектива отвечающего запросам сегодняшнего дня и реализации планов по его развитию.
Срок - постоянно.
Источник: Информационный центр ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»