В Государственной Думе состоялся «правительственный час» с Валерием Фальковым

17.09.2020 52
Министр рассказал о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях.
 
О стресс-тесте 
– В этом году не только наши вузы, но и вся мировая система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией, обусловленной эпидемией коронавируса. В одночасье возникли непреодолимые препятствия для реализации той модели образования, по которой университеты жили и работали веками. Еще несколько лет назад это означало бы только одно: полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. И надо сказать, что в марте, когда принимались соответствующие решения, такие предложения звучали.
Однако всесторонне обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, Министерство все же рекомендовало всем вузам перейти в дистанционный режим работы.
Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны. Первые недели все без исключения вузы испытывали трудности, зачастую существенные. Многие из них оказались по-настоящему в чрезвычайно ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей.
Но благодаря оперативной организации, прежде всего, взаимодействия вузов между собой, а также с Министерством, мы собирались еженедельно, консультировались и смотрели на лучшие практики, был налажен поиск решений в новых условиях, регулярный обмен лучшими практиками и опытом адаптации к новым условиям.
Конечно, не все процессы в новых условиях функционировали с прежней эффективностью, и за это достаточно справедливо критиковали вузы, но надо признать, что  система высшего образования в тот важный момент не вышла из равновесия. Характеризуя тот период, следует привести один простой пример: без предварительной подготовки в сжатые сроки в удаленный формат было переведено более миллиона дисциплин, включая лекционные и семинарские занятия. При этом абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Случаи полной остановки обучения были скорее исключением из общей практики.
Сохранение качества образования потребовало от преподавателей большего времени и дополнительных усилий для подготовки к занятиям. Стало заметно больше индивидуальной работы со студентами и дополнительных консультаций. И надо отметить, что во многом благодаря усилиям преподавателей, большинство студентов в целом положительно оценили уровень преподавания в этих непростых, надо прямо сказать, экстремальных условиях.  
Готовность всех вузов мобилизоваться и работать позволила сохранить самое главное –  чувство стабильности для студентов и преподавателей.   
Фото - minobrnauki.gov.ru
Об итоговой аттестации
– По завершении учебного года в университетах организованно прошла государственная итоговая аттестация. Принципиальное решение в этой части, реализованное вузами, состояло в максимальном использовании дистанционных форматов. Но все вы помните то время, еще не до конца было ясно, какая эпидемиологическая ситуация в том или ином регионе, рисковать было нельзя. Мы также рекомендовали университетам отменить государственный экзамен, если стандартом допускается проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы – защиты диплома или в виде запуска собственного стартапа, и ряд вузов воспользовались этим правом.
Опять же, благодаря самоотверженным усилиям преподавателей в университетах в новом формате прошли государственные экзамены, состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Можно по-разному к этому относиться, и мы до сих пор извлекаем уроки из этой ситуации. Но в результате, несмотря на беспрецедентные условия обучения, дипломы о высшем образовании в 2020 году получили 550  тысяч студентов очной формы обучения.  
Сегодня можно сказать, что переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью. Но российская система высшего образования с данным вызовом, в целом, справилась.
Вместе с тем, с первых дней мы поставили себе цель внимательно анализировать происходящее, для того чтобы из уроков пандемии извлечь перспективные идеи долгосрочного развития системы высшего образования. И опыт работы университетов «на удаленке» показал не только возможности цифровых технологий, но и их многочисленные ограничения.
Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн.
Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей, особой организации учебного процесса. Поэтому стало необходимо создание системы поощрения мотивации педагогов, которая активно включается в проектирование использования новых цифровых ресурсов и практик.
Наконец, ситуация показала самое главное – ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Стало очевидно, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна.
Безусловно, сегодня для нас с вами очевидно, что дистанционное образование нельзя сравнивать с традиционным и предлагать, тем более, его в качестве единственной альтернативы. Ни в коем случае  не должна речь идти о полной замене одной системы на другую. 
Далее стало абсолютно понятно, что новые формы самостоятельной работы студентов требуют новых методов и педагогической поддержки. Наконец, требуется пересмотр подходов контрольно-надзорной деятельности. Необходимо доверие к вузам с устойчивой репутацией, трансформация традиционных плановых проверок, системный мониторинг соблюдения требований законодательства.
 
О мерах поддержки студентов
– Учитывая важность момента, особое внимание в этот период уделялось вопросам социальной защиты студентов и преподавателей.
Понимая, что ситуация влечет негативные социально-экономические последствия, мы, в первую очередь, обсудили с Союзом ректоров ряд мер социальной поддержки студенчества. Главным образом, это рекомендация вузам сохранить стоимость обучения при приеме в 2020 году на уровне 2019 года. Это рекомендация, у Министерства нет соответствующих полномочий. Но подавляющее большинство вузов изначально прислушались к этой рекомендации. Часть вузов по ряду направлений в силу разных причин, кто-то объективно, сделав это еще до того, как мы принимали такое решение, до пандемии, кто-то, отвечая на ситуацию со спросом на программы высшего образования, повысил соответствующую стоимость. Мы провели мониторинг в августе и приняли соответствующие меры. На сегодняшний день во всех вузах стоимость обучения скорректирована до уровня 2019 года.
Частью пакета мер социальной поддержки студентов стала впервые реализуемая программа трудоустройства студентов на базе самих университетов. В данный момент 149 университетов приняли участие в этой программе, а трудоустроено более 16 000 тысяч студентов. Речь идет о работе цифровыми ассистентами, консультантами-психологами, о работе с социально незащищенными группами, реализации образовательных программ для населения и многое другое.  
Одновременно с этим Министерство совместно с молодежной общественной организацией «Российские студенческие отряды» организовало трудоустройство 42 тысяч студентов в летний трудовой семестр. Более 10 тысяч бойцов студенческих  отрядов приняли участие во всероссийских и межрегиональных стройках, более 2500 человек отработали в медицинских учреждениях на должностях старшего и среднего медперсонала.
Заметно проявили себя и студенческие сельскохозяйственные отряды. А студенты-педагоги применили профессиональные навыки в рамках организации летнего отдыха детей. И, что очень важно, работа студентов  в студенческих отрядах, будет учтена при прохождении учебных практик. Отдельно хотел бы вас проинформировать о том, что впервые в этом году стартовала программа по привлечению выпускников, выпускников этого 2020 года, на исследовательские позиции в университеты и научные организации.
О бюджетных местах для абитуриентов
– В качестве меры социальной поддержки Президентом страны было принято решение о выделении дополнительно 11 500 бюджетных мест для абитуриентов 2020 года. При этом приоритет отдавался в этом году региональным вузам и регионам. Регионы,  в частности, получили более 9,5 тысяч дополнительных мест, это почти 84%. В результате общее количество бюджетных мест для поступления в университеты выросло по сравнению с 2019 годом на 17 тысяч, и, как итог, была обеспечена доступность высшего образования на  60% для выпускников средних школ.
В дополнение к этому нельзя не отметить, что для сохранения доступности качественного высшего образования по инициативе Президента страны, была расширена программа льготного образовательного кредитования. Речь идет о снижении процентной ставки по таким кредитам до 3% и увеличении срока пользования кредитом до 15 лет.
О приемной кампании 2020 года
– Теперь несколько слов о приемной кампании 2020 года. Конечно, она проходила с рядом особенностей. И  эти особенности вызваны пандемией. Все вы прекрасно знаете, как проходила эта кампания, в первую очередь это касалось и сроков приема, прошу учесть, что в этом году они были существенно сдвинуты, и вузы были поставлены в неординарные условия. По существу они за один месяц, за 20 дней, осуществили ту работу, которую раньше делали за полтора месяца. Мы приняли во внимание изменение порядка и сроков сдачи ЕГЭ, особенности проведения финального тура Олимпиады школьников.
Что было базово предпринято. Поскольку эпидемиологическая ситуация, не до конца была понятна, были существенные риски, естественно приемная комиссия шла опосредованно, без личного присутствия. Было много опасений, высказывалось много предложений и замечаний, но сегодня мы можем сказать, что приемная кампания состоялась. 
Поступающие подавали заявления о приеме в вуз с приложением всех необходимых документов онлайн, и в этом году мы впервые использовали централизованный сервис «Поступление в вуз онлайн». Более 20 тысяч выпускников воспользовались этим сервисом. 
Я хотел бы отметить, что количество желающих поступить в российские университеты в этом году не уменьшилось. Несмотря на то, что количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ, было меньше. Более того, средний балл ЕГЭ, что особенно приятно отметить, во многих регионах, в региональных вузах заметно повысился. При этом традиционно большой популярностью пользуются специальности и направления в области информационных технологий, здравоохранения, педагогики, инженерного дела.
Конечно, условия в которых мы оказались, повлияли на предпочтения абитуриентов. Но что мы заметили: существенное влияние на ситуацию с миграцией внутри страны, а это один из болевых вопросов, который мы обсуждаем уже много-много лет, оказало распределение бюджетных мест в регионы в сторону их увеличения.  
И, конечно, в связи с тем, что была ограничена мобильность, с одной стороны, внутри страны, за рубеж, с другой стороны, было увеличено количество бюджетных мест в регионах, мы констатируем, что большинство из тех, кто ранее принял бы другое решение, в этом году поступили на бюджетные места в региональные вузы.  
В настоящее время продолжается прием на заочную форму, ряд вузов проводит дополнительный прием. Но в основном эта кампания завершена, и, что важно отметить, абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно. На очную форму бакалавриата, специалитета и магистратуры зачислено 620 тысяч студентов.
О формате обучения в новом году
– В силу существующих ограничений особое внимание в этом году уделяется вопросам обеспечения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в учебных корпусах и общежитиях.
Хотел бы проинформировать вас, уважаемые депутаты, что еще в июле совместно с Роспотребнадзором были разработаны специальные рекомендации, и учебный год в абсолютном большинстве вузов для миллионов студентов начался 1 сентября в традиционном формате при соблюдении мер санитарной безопасности.
На сегодняшний день данные меры доказывают свою эффективность. 719 вузов из 724 открыли свои двери для студентов, еще 5 вузов начнут работу в октябре и ноябре, законодательство такое позволяет, 5 вузов негосударственных. При этом, по нашим данным, а мы ведем ежедневный мониторинг, массовых вспышек и очагов заболеваний в учебных корпусах и общежитиях не зафиксировано.
 О новых форматах воспитания
– Новая реальность, в которой оказались миллионы студентов в период пандемии, потребовала от вузов, от университетов и Министерства нестандартных решений в работе с молодежью, способствовала динамичному развитию новых форматов воспитания.
Мы исходим из того, что воспитание тесно связано и немыслимо без образования и, наоборот, образование подразумевает воспитание, и не так давно был принят  соответствующий закон. И это задача не только для общеобразовательной школы, но и для высшей школы в том числе.
С переходом вузов «на удаленку» выяснилось, что формальные молодежные структуры сразу же прекратили свою активность. И напротив, те студенческие организации и клубы, где есть лидеры, настоящие студенческие лидеры, которые были реально добровольными объединениями и имели свою представленность в социальных сетях, они в значительной степени сохранили продуктивную деятельность, и это было чрезвычайно важно в условиях пандемии.
Ключевой выход был найден в организации волонтерской деятельности. Следует отметить, что в этом направлении у вузов был колоссальный опыт и до пандемии. Во время распространения коронавируса студенты еще более активно включились в волонтерское движение. Множество из них стали волонтерами для поддержки обучения школьников, для помощи учителям школ и вузовским преподавателям в использовании цифровых технологий. Важной особенностью работы волонтеров в этот период стал упор на профили их обучения. По существу это было обучение на практике. Потому что фактически, студенты не только вносили весомый вклад в борьбу с коронавирусом, но и развивали свои профессиональные навыки: волонтеры-медики – в оказании медицинской помощи, волонтеры юристы и психологи – в области консультирования, особенно психологи, студенты технических специальностей работали «цифровыми волонтерами».
Эту работу необходимо продолжить, внедряя новые форматы воспитания, которые соответствуют вызовам времени. Мы намерены создавать  в университетах условия для реализации огромного потенциала студентов, поддерживая их самые разнообразные инициативы.
В этой связи я хотел бы обратить внимание на ряд ключевых моментов.
Первое. Наряду с волонтерством, развитием студенческих клубов, мы будем более активно привлекать молодежь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в проекты технологического предпринимательства.  Принципиально важно сообща, усилиями всех уровней власти, органов публичной власти, сконцентрировать внимание на создании в каждом регионе, в каждом вузе комфортных условий для научно-технического творчества молодежи, для появления новых идей и их последующего внедрения. Для этого, конечно, должна быть соответствующая инфраструктура, которая  соответствовала бы запросам, представлениям молодежи, их форматам общения.
Я имею в виду открытые пространства для коллективной работы  с доступом 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Это, конечно же, переход от поточных лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы. Наши университеты должны стать по-настоящему родным домом для каждого студента, чтобы была возможность за рамками обучения реализовать свой потенциал. 
Ну и нельзя не отметить. Важнейшей задачей университетов, и мы их так нацеливаем,  является включение целого поколения образованной и активной части молодежи в процесс выработки решений и принятия на себя ответственности за будущее страны. А это невозможно сделать без конструктивного взаимодействия между поколениями.
Ну и не менее важная тема – это формирование, последовательное формирование у молодежи уважения к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов. Страна у нас большая, сложная, разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история, общие ценности, и общая судьба.
О Программе стратегического академического лидерства
– В этом году наши усилия были, прежде всего, направлены на противодействие эпидемии коронавируса, на выработку реализации мер поддержки студентов и преподавателей. Мы будем последовательно продолжать эту работу, разумеется, и дальше. Вместе с тем, все это время мы не упускали из виду вопросы долгосрочной повестки. По мере возвращения к привычному ритму жизни крайне важно обеспечить динамичное решение стратегических задач, запустить новые масштабные проекты с дальним горизонтом планирования. В завершении своего выступления хочу остановиться на одном из таких проектов.  
В условиях пандемии мы переосмыслили многие подходы к развитию высшего образования и науки, оценили будущие вызовы. И, исходя из этого, опираясь на лучшие практики прошлых лет, мы предлагаем в этом году запустить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов и научных организаций с горизонтом до 2030 года. Мы называем этот проект – Программа стратегического академического лидерства.  В нём обязательно должны участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, а также региональные и отраслевые: медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные. Мы провели огромную работу, согласовали этот проект и обсудили его на площадке Российской академии наук, Российского союза ректоров, в регионах, с ректорами творческих вузов. Главной целью этого проекта должно стать существенное увеличение вклада научных и образовательных организаций в достижение национальных целей развития страны. Приоритетным для нас является создание возможностей для реализации и развития талантов.
 
 
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*