Продвижение российских образовательных программ в зарубежных странах

04.09.2020 296

Генри Сардарян провел в МГИМО дискуссию об обеспечении конкурентоспособности отечественного образования в мире

2 сентября в МГИМО состоялся круглый стол Общественной палаты РФ на тему «Продвижение российских образовательных программ в зарубежных странах». Модератором выступил член Общественной палаты Генри Сардарян, доктор политических наук, декан факультета управления и политики МГИМО МИД России.

В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты, представители профессорско-преподавательского состава ведущих университетов, профессиональных общественных организаций. Заседание проходило одновременно в очном формате и на платформе Zoom.
Продвижение российских образовательных программ в зарубежных странах
Фото - oprf.ru
 
На факультете управления и политики МГИМО в настоящий момент реализуется восемь англоязычных магистерских программ двойного диплома. Двойные программы, когда иностранные студенты проводят год в МГИМО, становятся все более популярны. Во-первых, растет количество студентов, интересующихся Россией как объектом исследования или местом, с которым можно связать свою будущую профессиональную деятельность. Во-вторых, положительный опыт студентов-выпускников позитивно влияет на популярность подобного рода экспорта. В-третьих, в случае факультета управления и политики это стоимость программ: иностранным студентам предоставляется возможность бесплатно обучаться на российских программах, а сама стоимость проживания сравнительно невелика. 
 
Однако, несмотря на все перечисленные успехи и достижения, есть у вузов и общие трудности, связанные с юридическими, финансовыми и бюрократическими аспектами.
 
Фото - oprf.ru
Все участники обсуждения, представляющие ведущие университеты и экспертное сообщество, указывают на одни и те же проблемы, которые мешают России в продвижении собственных программ.
Среди них:
  • недостаточное владение студентами и преподавателями иностранными языками;
  • недостаток программ и курсов на английском языке в российских вузах;
  • недостаточная информация на сайтах университетов о программах зарубежных вузов, а также о курсах на иностранных языках в российских вузах;
  • асимметрия между мобильностью из России за рубеж и из-за рубежа в Россию;
  • различия в организационных структурах, различия в академических культурах;
  • различия в системе обеспечения качества образовательных программ (вопросы аккредитации;
  • проблемы, касающиеся приема студентов и преподавателей, проживания, психологической поддержки и адаптации;
  • трудности в визовом оформлении и регистрации иностранных студентов ввиду неочевидности их статуса;
  • недостаточность нормативно-правовой базы (понятия, прием на обучение, итоговая аттестация);
  • неразработанность механизмов финансирования.
В своем заключительном слове Генри Сардарян отметил, что размытость и неточность, а в иных случаях излишняя забюрократизированность законодательства приводят к тому, что большинство университетов предпочитают не аккредитовывать собственные двойные программы. Объем документации, требуемой для оформления программ и их содержания, не просто отнимает большие организационные ресурсы у университетов, но и делает их менее конкурентными по сравнению с зарубежными партнерами. Важно не только быть привлекательными для иностранных абитуриентов, но и транслировать ценности, способные сформировать у наших студентов положительное отношение к России, готовность и желание сотрудничать с ней, выстраивать дружеские отношения после возвращения на родину.
Все приглашенные эксперты сошлись во мнении, что обозначенная Президентом России Владимиром Путиным стратегия по необходимости обеспечения конкурентоспособности отечественного образования в мире не имеет альтернативы. Среди реальных мер, необходимых для решения текущих проблем, связанных с продвижением российского образования за рубежом, ни один из экспертов не отмечал необходимость участия России в международных университетских рейтингах. Данный подход был отражен, в частности, и в докладе заместителя директора по научной работе Центра социологических исследований Министерства науки и высшего образования (ФГАНУ «Социоцентр») Александра Арефьева, где была продемонстрирована статистика того, что только 15 процентов иностранных студентов, поступающих в зарубежные (в том числе и российские вузы), были знакомы с международными рейтингами избранных ими университетов.
 
Спикерами круглого стола также выступили заместитель главы Россотрудничества Павел Шевцов; ответственный секретарь экспертного совета по вопросам международного образования Комитета Госдумы РФ по науке и образованию РФ, главный аналитик ФГБУ «Главэкспертцентр» Вера Скоробогатова; член-корреспондент РАН, председатель ФУМО «Политические науки и регионоведение», заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Москвы по образованию и науке, член Общественного совета при Минобрнауки РФ, завкафедрой сравнительной политологии МГИМО Оксана Гаман-Голутвина; профессор, заведующая кафедрой американских исследований СПбГУ Наталья Цветкова; доктор политических наук, профессор, завкафедрой сравнительной политологии РУДН Мария Мчедлова; заместитель декана по международному сотрудничеству факультета управления и политики МГИМО Сергей Комаров; старший преподаватель кафедры государственного управления МГИМО Артак Манукян.
 
Многие из высказанных замечаний требуют внесения изменений в законодательство Российской Федерации. По результатам заседания круглого стола будет подготовлен проект предложений, который будет направлен в профильный комитет Государственной думы.
 
 
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*