Образование в России меняется - новые знания, новые люди, новые подходы и новые технологии. Одним из "модных" направлений в последние годы стала робототехника. О том, как можно успешно учить и развиваться в образовании, мы поговорили с Павлом Фроловым, основателем сети школ робототехники «РОББО Клуб» и ROBBO Academy Future Skills.
Доброго дня, Павел. Для начала несколько слово о РОББО – как зародилась идея, какие были первоначальные планы, предполагали ли Вы, что проект получит такой мощный старт?
Я по образованию программист, занимаюсь проектами в области свободного программного обеспечения с 2000 года. Запустил интернет-магазин Linux Center, издавал журнал Linux Format, был первым дистрибьютором микроконтроллера Arduino в России, внедрял операционную систему Linux в школах, продвигал детский язык программирования Scratch.
В 2010 году в нашей команде родилась идея совместить микроконтроллер Arduino и язык программирования Scratch. Так появился робототехнический конструктор ScratchDuino, который позже мы переименовали в РОББО.
Мы сразу поняли, что это «бомба»: таких возможностей, которые открывала наша разработка в области образовательной робототехники, на рынке еще не было. Оставалось донести эту информацию до директоров школ, учителей, родителей. В этом кстати нам помогают, в том числе, в АСИ.
Сегодня РОББО – это производитель образовательной робототехники, наше производство расположено в Петербурге и Финляндии. Представительства компании открыты в Финляндии и Японии. Мы поставляем инновационные инженерные классы в школы (около 300 школ в России и за границей), а также развиваем сеть школ робототехники ROBBOClub.Ru (больше 130 кружков в разных странах). С помощью оборудования РОББО учится более 50 тыс. детей в 20 странах мира.
Фото - vk.com/binocle
Работа РОББО с Агентством стратегических инициатив, что она дала Вам? Как строилось Ваше взаимодействие.
Мы являемся лидерским проектом АСИ с 2017 года. Этот факт сам по себе является признанием наших методик на официальном уровне, что важно, к примеру, при работе со школами. Мы получаем поддержку при взаимодействии с государственными органами, нам помогают в продвижении, в том числе в СМИ. Кроме этого, мы имеем возможность влиять на государственную политику в сфере образования. Например, участвуем в подготовке различных инициатив и рекомендаций, которые от имени АСИ поступают в правительство.
Начать учить программированию и робототехнике – когда уже не рано, а когда уже поздно? В 50 лет – это уже поздно, а в 5 лет – ещё рано?
Никогда не рано и никогда не поздно. Например, для того, чтобы программировать на языке Scratch Junior не нужно уметь читать – это визуальный язык, где ребенок постигает основы алгоритмики с помощью цветных блоков. И у нас дети учатся программировать раньше, чем читать. Мы принимаем детей в кружки ROBBOClub.Ru с 5 лет.
Что касается людей более старшего возраста, то многим из них придется получать новые навыки. Рынок труда меняется, по данным РАНХИГС, более 20 млн человек в России подвержены риску автоматизации: их заменят программы и роботы уже в ближайшее десятилетие. Программирование и робототехника – один из лучших вариантов развития для того, чтобы оставаться востребованным в мире будущего.
А программирование в среде Lego – это игра или серьёзный подход к делу?
Lego – это красивая, забавная игрушка. Если перед вами стоит задача развлечь своего ребенка – можно поиграть в Lego.
В целом же производители иностранной промышленной робототехники продвигают «нужные» детские конструкторы, готовя будущих покупателей и сборщиков, но только не разработчиков. Им не нужны конкуренты. Поэтому для России важно обучать инженеров-инноваторов будущего по отечественным технологиям, которые разработаны в интересах страны. Например, разрабатывая наше оборудование и образовательные методики, мы стремились так построить программу, чтобы в увлекательной игровой форме давать детям глубокие знания и стимулировать изобретательскую деятельность.
В РОББО дети занимаются программированием с самых первых занятий. Начинают со Scratch, а затем программируют на Python, C#. Можете не посвящённым в тайны создания программ рассказать, что это за программы, почему был выбран такой подход?
Scratch – это визуальный язык программирования, чтобы начать писать на нем программы даже не нужно уметь читать. При этом он закладывает основы программирования, понимание логики этого процесса. С 5 лет мы рекомендуем Scratch Junior, с 7 лет - Scratch. Дальше, лет с 10, если ребенок изучил и уже исчерпал возможности Scratch, он может переходить на любые взрослые языки.
Работать руками – паять, собирать схемы, понимать механику этих действий – этому учат в РОББО? И нужно ли это в наше время?
Конечно, работать руками тоже важно. Например, с 5 лет на занятиях мы используем 3D-ручку и конструкторы, которые помогают развивать моторику. Дальше задачи усложняются. Вообще мы считаем, что закончили обучение ребенка, когда он сможет пойти в магазин, купить россыпью детали и создать свое устройство с нуля: придумать идею, собрать электронную схему, сконструировать корпус, запрограммировать.
Фото - vk.com/binocle
Выбор свободного программного обеспечения – насколько такой шаг оправдан? Почему Вы решили, что СПО лучше?
Свободное программное обеспечение в отличие от лицензионного, закрытого – это постоянно развивающаяся среда, и вклад в ее развитие вносят миллионы разработчиков. Все коды открыты и выложены в открытый доступ: можно взять любую программу или устройство, разобрать «до винтика», собрать заново и даже усовершенствовать или адаптировать под свои задачи. СПО позволяет понять суть технологии: не просто построить дом из готовых кирпичей по готовому чертежу, а разобрать состав кирпичей, предложить и «замесить» свой состав, нарисовать свою схему. Это и есть основа изобретательства. Закрытое ПО таких возможностей не дает.
Подход к обучению программированию в школах, колледжах и вузах – что бы Вы изменили, а что, по Вашему мнению, удачно?
Нужно просто начать преподавать актуальное программирование и робототехнику в школах. Меньше 10% российских школ организуют уроки технологии с применением современных программ и оборудования. У подавляющего большинства школ, особенно в малых городах и сельской местности вообще нет этих дисциплин в программе. А у многих из тех, где есть, программы и методики безнадежно устарели. В рамках нацпроекта «Образование» предполагается модернизация уроков технологии, однако этот процесс идет слишком медленно. Нужна инициатива от директоров школ для закупки оборудования и методик, однако у них сейчас много других забот. В колледжах и вузах ситуация немного лучше, но есть проблема с кадрами и не всегда удачные методики.
Так уж сложилось, что школы и колледжи, особенно в сёлах, не имеют много финансовых ресурсов, возможно ли обучение программированию и робототехнике «на коленке»? Энтузиазм учителя много значит в этой ситуации?
Карантин показал, что программированию и робототехнике можно учить онлайн – с помощью бесплатных программ. Единственное, что нужно – это доступ в интернет. Тот же Scratch – это открытая бесплатная среда (https://scratch.mit.edu ), позволяющая проводить интересные уроки. Потом кстати можно участвовать в ежегодной международной Scratch-олимпиаде по креативному программированию (https://www.creativeprogramming.org ). 3D-моделирование и схемотехнику можно изучать с помощью онлайн-сервиса TinkerCAD. Созданию мобильных приложений можно учить в App Inventor или организовать уроки по Minecraft-программированию. Это все открытые бесплатные программы.
Возможности есть. И дело даже не в финансовых проблемах, а в компетенции учителей. Средний возраст школьных педагогов – 50 лет, им непросто осваивать цифровые технологии. Но даже молодым и продвинутым учителям сложно преподавать технологии без хорошей методической подготовки. Поэтому, например, у нас в РОББО большой методический отдел, где работают опытные педагоги. Мы не просто оборудуем в школах инженерные классы, мы еще обучаем педагогов, даем поурочные планы, оказываем методическую поддержку.
А кто у Вас преподаёт? Возраст, образование, личные качества… Какие требования Вы выдвигаете к своим преподавателям?
В сети школ робототехники «РОББО Клуб» преподают люди, увлеченные технологиями. Как правило, это довольно молодые специалисты – выпускники и студенты педагогических и технических вузов, бывшие и действующие школьные учителя, инженеры и программисты, прошедшие педагогическую подготовку. Энтузиазм – пожалуй, это основное качество наших преподавателей. Они внимательны к детям, сами увлечены технологиями, умеют увлечь ими ребенка.
Вот сейчас открываются ROBBO Academy Future Skills – насколько академия отличается от кружков? Это будут школы в обычном понимании – с физкультурой, музыкой и биологией – или это иное?
ROBBO Academy Future Skills – это частная школа многофункционального формата. Дети смогут проводить там весь день (начальная школа, "продленка" с питанием, культурной и образовательной программой) или посещать кружки на выбор. Учебные центры рассчитаны на детей от 5 до 15 лет.
Программу начального образования (1-4 класс) мы назвали "Русской классической школой". Используются методики отечественной педагогики XIX-XX веков, отражающие идеи дореволюционного и советского фундаментального образования (до реформы 1960-70-х гг.). Наша начальная школа рассчитана на родителей, которые хотят дать детям цельное образование с уклоном в математику и IT, или выбрали формат семейного или домашнего обучения. Мы видим задачу педагогов начальной школы в том, чтобы органично развить ум и речь, научить детей вдумчиво читать, грамотно писать, правильно считать, логически мыслить, доходчиво излагать.
Направления дополнительного образования представлены техническими дисциплинами, традиционными для "РОББО Клубов": математика, алгоритмика и программирование, робототехника, 3D-моделирование и 3D-печать. Из новых направлений будет английский с уклоном на IT, курсы финансовой грамотности и эмоционального интеллекта.
Есть ли какие-то «особые» программы, которых сейчас нет, но они обязательно должны быть в школах, колледжах и вузах?
Да, это то, что мы делаем у себя в ROBBO Academy Future Skills: финансовая грамотность и развитие эмоционального интеллекта. Первое направление учит детей адекватно относиться к деньгам, распоряжаться ими, знакомит с различными финансовыми инструментами. Второе – очень важно для формирования адекватной самооценки, лидерских качеств, стрессоустойчивости и готовит к жизни в социуме.
Фото - vk.com/binocle
Вы открылись в Москве, Санкт-Петербурге, а в других регионах – есть уже какие-то достижения?
ROBBO Academy Future Skills в сентябре открываются в Москве (один центр в районе Измайлово) и в Петербурге (два - в районе Петроградки и городе Пушкин). Так как сеть будет развиваться по франшизе, то мы ведем переговоры с потенциальными партнерами из разных регионов, есть порядка 10 заинтересованных предпринимателей.
Как вы пришли к идее франчайзинга и насколько неожиданно было появление РОББО за пределами России? Сейчас есть РОББО в скольких странах, сколько таких кружков в мире и в России?
Первый кружок «РОББО Клуб» мы открыли в 2016 году при нашем офисе. Он стал настолько востребованным, что пришлось открыть второй. А когда и там стало тесно, мы решили развивать сеть таких кружков по франшизе. И наше предложение оказалось очень востребованным. С тех пор более 100 партнеров-франчайзи открыли «РОББО Клубы» в 40 городах России и других странах. Сейчас больше 130 кружков сети ROBBOClub.Ru работают в России, а также в Японии, Таиланде, Румынии, Финляндии. ROBBO Academy Future Skills мы также будем развивать по франчайзингу.
Вы работаете с АСИ, Кружковым движением, а кто ещё, по вашему мнению, успешно развивает это направление у нас в России? В регионах, например.
В регионах большой вклад в развитие образования вносят дворцы и дома детского и юношеского творчества. Сообщества, развивающие новые подходы в образовании, формируются вокруг профильных педагогических и технических вузов. Есть строительные компании, которые на территории своих комплексов создают интересные образовательные проекты. В каждом регионе есть предприниматели, реализующие новые концепции в рамках своих образовательных проектов – частных детских садов и школ, кружков.
Ну и классический вопрос - каким вы видите образование будущего?
Образование будущего мы не просто видим, мы уже реализовали его в концепции ROBBO Academy Future Skills.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.