Павел Фролов - создатель "РОББО Клубов": о робототехнике, образовании и будущем

01.09.2020 274

Образование в России меняется - новые знания, новые люди, новые подходы и новые технологии. Одним из "модных" направлений в последние годы стала робототехника. О том, как можно успешно учить и развиваться в образовании, мы поговорили с Павлом Фроловым, основателем сети  школ робототехники «РОББО Клуб» и  ROBBO Academy Future Skills.

Доброго дня, Павел. Для начала несколько слово о РОББО – как зародилась идея, какие были первоначальные планы, предполагали ли Вы, что проект получит такой мощный старт?

Я по образованию программист, занимаюсь проектами в области свободного программного обеспечения с 2000 года. Запустил интернет-магазин Linux Center, издавал журнал Linux Format, был первым дистрибьютором микроконтроллера Arduino в России, внедрял операционную систему Linux в школах, продвигал детский язык программирования Scratch.
В 2010 году в нашей команде родилась идея совместить микроконтроллер Arduino и язык программирования Scratch. Так появился робототехнический конструктор ScratchDuino, который позже мы переименовали в РОББО.
Мы сразу поняли, что это «бомба»: таких возможностей, которые открывала наша разработка в области образовательной робототехники, на рынке еще не было. Оставалось донести эту информацию до директоров школ, учителей, родителей. В этом кстати нам помогают, в том числе, в АСИ.
Сегодня РОББО – это производитель образовательной робототехники, наше производство расположено в Петербурге и Финляндии. Представительства компании открыты в Финляндии и Японии. Мы поставляем инновационные инженерные классы в школы (около 300 школ в России и за границей), а также развиваем сеть школ робототехники ROBBOClub.Ru (больше 130 кружков в разных странах). С помощью оборудования РОББО учится более 50 тыс. детей в 20 странах мира.

Фото - vk.com/binocle

Работа РОББО с Агентством стратегических инициатив, что она дала Вам? Как строилось Ваше взаимодействие.

Мы являемся лидерским проектом АСИ с 2017 года. Этот факт сам по себе является признанием наших методик на официальном уровне, что важно, к примеру, при работе со школами. Мы получаем поддержку при взаимодействии с государственными органами, нам помогают в продвижении, в том числе в СМИ. Кроме этого, мы имеем возможность влиять на государственную политику в сфере образования. Например, участвуем в подготовке различных инициатив и рекомендаций, которые от имени АСИ поступают в правительство.

Начать учить программированию и робототехнике – когда уже не рано, а когда уже поздно? В 50 лет – это уже поздно, а в 5 лет – ещё рано?

Никогда не рано и никогда не поздно. Например, для того, чтобы программировать на языке Scratch Junior не нужно уметь читать – это визуальный язык, где ребенок постигает основы алгоритмики с помощью цветных блоков. И у нас дети учатся программировать раньше, чем читать. Мы принимаем детей в кружки ROBBOClub.Ru с 5 лет.
Что касается людей более старшего возраста, то многим из них придется получать новые навыки. Рынок труда меняется, по данным РАНХИГС, более 20 млн человек в России подвержены риску автоматизации: их заменят программы и роботы уже в ближайшее десятилетие. Программирование и робототехника – один из лучших вариантов развития для того, чтобы оставаться востребованным в мире будущего.

А программирование в среде Lego – это игра или серьёзный подход к делу?

Lego – это красивая, забавная игрушка. Если перед вами стоит задача развлечь своего ребенка – можно поиграть в Lego.
В целом же производители иностранной промышленной робототехники продвигают «нужные» детские конструкторы, готовя будущих покупателей и сборщиков, но только не разработчиков. Им не нужны конкуренты. Поэтому для России важно обучать инженеров-инноваторов будущего по отечественным технологиям, которые разработаны в интересах страны. Например, разрабатывая наше оборудование и образовательные методики, мы стремились так построить программу, чтобы в увлекательной игровой форме давать детям глубокие знания и стимулировать изобретательскую деятельность. 

В РОББО дети занимаются программированием с самых первых занятий. Начинают со Scratch, а затем программируют на Python, C#. Можете не посвящённым в тайны создания программ рассказать, что это за программы, почему был выбран такой подход?

Scratch – это визуальный язык программирования, чтобы начать писать на нем программы даже не нужно уметь читать. При этом он закладывает основы программирования, понимание логики этого процесса. С 5 лет мы рекомендуем Scratch Junior, с 7 лет - Scratch. Дальше, лет с 10, если ребенок изучил и уже исчерпал возможности Scratch, он может переходить на любые взрослые языки.

Работать руками – паять, собирать схемы, понимать механику этих действий – этому учат в РОББО? И нужно ли это в наше время?

Конечно, работать руками тоже важно. Например, с 5 лет на занятиях мы используем 3D-ручку и конструкторы, которые помогают развивать моторику. Дальше задачи усложняются. Вообще мы считаем, что закончили обучение ребенка, когда он сможет пойти в магазин, купить россыпью детали и создать свое устройство с нуля: придумать идею, собрать электронную схему, сконструировать корпус, запрограммировать.

Фото - vk.com/binocle

Выбор свободного программного обеспечения – насколько такой шаг оправдан? Почему Вы решили, что СПО лучше?

Свободное программное обеспечение в отличие от лицензионного, закрытого – это постоянно развивающаяся среда, и вклад в ее развитие вносят миллионы разработчиков. Все коды открыты и выложены в открытый доступ: можно взять любую программу или устройство, разобрать «до винтика», собрать заново и даже усовершенствовать или адаптировать под свои задачи. СПО позволяет понять суть технологии: не просто построить дом из готовых кирпичей по готовому чертежу, а  разобрать состав кирпичей, предложить и «замесить» свой состав, нарисовать свою схему. Это и есть основа изобретательства. Закрытое ПО таких возможностей не дает.

Подход к обучению программированию в школах, колледжах и вузах – что бы Вы изменили, а что, по Вашему мнению, удачно?

Нужно просто начать преподавать актуальное программирование и робототехнику в школах. Меньше 10% российских школ организуют уроки технологии с применением современных программ и оборудования. У подавляющего большинства школ, особенно в малых городах и сельской местности вообще нет этих дисциплин в программе. А у многих из тех, где есть, программы и методики безнадежно устарели. В рамках нацпроекта «Образование» предполагается модернизация уроков технологии, однако этот процесс идет слишком медленно. Нужна инициатива от директоров школ для закупки оборудования и методик, однако у них сейчас много других забот. В колледжах и вузах ситуация немного лучше, но есть проблема с кадрами и не всегда удачные методики.

Так уж сложилось, что школы и колледжи, особенно в сёлах, не имеют много финансовых ресурсов, возможно ли обучение программированию и робототехнике «на коленке»? Энтузиазм учителя много значит в этой ситуации?

Карантин показал, что программированию и робототехнике можно учить онлайн – с помощью бесплатных программ. Единственное, что нужно – это доступ в интернет. Тот же Scratch – это открытая бесплатная среда (https://scratch.mit.edu ), позволяющая проводить интересные уроки. Потом кстати можно участвовать в ежегодной международной Scratch-олимпиаде по креативному программированию (https://www.creativeprogramming.org ). 3D-моделирование и схемотехнику можно изучать с помощью онлайн-сервиса TinkerCAD. Созданию мобильных приложений можно учить в App Inventor или организовать уроки по Minecraft-программированию. Это все открытые бесплатные программы.
Возможности есть. И дело даже не в финансовых проблемах, а в компетенции учителей. Средний возраст школьных педагогов – 50 лет, им непросто осваивать цифровые технологии. Но даже молодым и продвинутым учителям сложно преподавать технологии без хорошей методической подготовки. Поэтому, например, у нас в РОББО большой методический отдел, где работают опытные педагоги. Мы не просто оборудуем в школах инженерные классы, мы еще обучаем педагогов, даем поурочные планы, оказываем методическую поддержку.

А кто у Вас преподаёт? Возраст, образование, личные качества… Какие требования Вы выдвигаете к своим преподавателям?

В сети школ робототехники «РОББО Клуб» преподают люди, увлеченные технологиями. Как правило, это довольно молодые специалисты – выпускники и студенты педагогических и технических вузов, бывшие и действующие школьные учителя, инженеры и программисты, прошедшие педагогическую подготовку. Энтузиазм – пожалуй, это основное качество наших преподавателей. Они внимательны к детям, сами увлечены технологиями, умеют увлечь ими ребенка.

Вот сейчас открываются ROBBO Academy Future Skills – насколько академия отличается от кружков? Это будут школы в обычном понимании – с физкультурой, музыкой и биологией – или это иное?

ROBBO Academy Future Skills – это частная школа многофункционального формата. Дети смогут проводить там весь день (начальная школа, "продленка" с питанием, культурной и образовательной программой) или посещать кружки на выбор. Учебные центры рассчитаны на детей от 5 до 15 лет.
Программу начального образования (1-4 класс) мы назвали "Русской классической школой". Используются методики отечественной педагогики XIX-XX веков, отражающие идеи дореволюционного и советского фундаментального образования (до реформы 1960-70-х гг.). Наша начальная школа рассчитана на родителей, которые хотят дать детям цельное образование с уклоном в математику и IT, или выбрали формат семейного или домашнего обучения. Мы видим задачу педагогов начальной школы в том, чтобы органично развить ум и речь, научить детей вдумчиво читать, грамотно писать, правильно считать, логически мыслить, доходчиво излагать.
Направления дополнительного образования представлены техническими дисциплинами, традиционными для "РОББО Клубов": математика, алгоритмика и программирование, робототехника, 3D-моделирование и 3D-печать. Из новых направлений будет английский с уклоном на IT, курсы финансовой грамотности и эмоционального интеллекта.

Есть ли какие-то «особые» программы, которых сейчас нет, но они обязательно должны быть в школах, колледжах и вузах?

Да, это то, что мы делаем у себя в ROBBO Academy Future Skills: финансовая грамотность и развитие эмоционального интеллекта. Первое направление учит детей адекватно относиться к деньгам, распоряжаться ими, знакомит с различными финансовыми инструментами. Второе – очень важно для формирования адекватной самооценки, лидерских качеств, стрессоустойчивости и готовит к жизни в социуме.

Фото - vk.com/binocle

Вы открылись в Москве, Санкт-Петербурге, а в других регионах – есть уже какие-то достижения?

ROBBO Academy Future Skills в сентябре открываются в Москве (один центр в районе Измайлово) и в Петербурге (два - в районе Петроградки и городе Пушкин). Так как сеть будет развиваться по франшизе, то мы ведем переговоры с потенциальными партнерами из разных регионов, есть порядка 10 заинтересованных предпринимателей.

Как вы пришли к идее франчайзинга и насколько неожиданно было появление РОББО за пределами России? Сейчас есть РОББО в скольких странах, сколько таких кружков в мире и в России?

Первый кружок «РОББО Клуб» мы открыли в 2016 году при нашем офисе. Он стал настолько востребованным, что пришлось открыть второй. А когда и там стало тесно, мы решили развивать сеть таких кружков по франшизе. И наше предложение оказалось очень востребованным.  С тех пор более 100 партнеров-франчайзи открыли «РОББО Клубы» в 40 городах России и других странах. Сейчас больше 130 кружков сети ROBBOClub.Ru работают в России, а также в Японии, Таиланде, Румынии, Финляндии. ROBBO Academy Future Skills мы также будем развивать по франчайзингу.

Вы работаете с АСИ, Кружковым движением, а кто ещё, по вашему мнению, успешно развивает это направление у нас в России? В регионах, например.

В регионах большой вклад в развитие образования вносят дворцы и дома детского и юношеского творчества. Сообщества, развивающие новые подходы в образовании, формируются вокруг профильных педагогических и технических вузов. Есть строительные компании, которые на территории своих комплексов создают интересные образовательные проекты.  В каждом регионе есть предприниматели, реализующие новые концепции в рамках своих образовательных проектов – частных детских садов и школ, кружков.

Ну и классический вопрос - каким вы видите образование будущего?

Образование будущего мы не просто видим, мы уже реализовали его в концепции ROBBO Academy Future Skills.
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*