Ученые СГТУ обнаружили фрагменты скелета гигантской морской черепахи

19.08.2020 347

Ученые из Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А., совместно с коллегами из Ундоровского палеонтологического музея в Лысогорском районе Саратовской области обнаружили остатки гигантской черепахи протостега гигас (Protosrega gigas), которая обитала на территории Поволжья около 80 млн. лет назад. Ученые извлекли из земли: скуловую кость, фрагменты плеча и крупной пластины панциря.

Раскопки в этом районе наш университет традиционно проводит два раза в год, - отмечает Максим Архангельский, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, доцент кафедры «Геология и инженерная геология» СГТУ имени Гагарина Ю.А. – Мы уже находили фрагмент кости черепахи протостеги гигас, однако в этом году нам удалось найти сразу три довольно крупные кости, в том числе черепные. Остатки этих черепах находили в Северной Америке и в Японии, нынешняя находка – первая в Европе.

Иллюстрация Андрея Атучина / sstu.ru

Напомним, черепаха протостега гигас была второй по размеру черепахой за всю историю эволюцию жизни на Земле. Размах ее ласт мог достигать трех метров.

Место раскопок было выбрано не случайно. В степных балках Лысогорского района вскрываются отложения кампанского века позднемелового периода. В это время на территории Поволжья существовал обширный морской бассейн – Среднерусское море, оставивший после себя толщи писчего мела, формирующего осыпи меловых холмов и специфический степной растительный покров. – Уточнили специалисты Ундоровского палеонтологического музея. - Участники летних раскопок этого года сначала расчистили отложения, залегающие на фосфоритовом слое, обнажили площадку 50 кв. м. Дальше стал разбираться продуктивный горизонт из него стали извлекаться кости.
Фото - sstu.ru

Всего экспедицией было собрано около 50 образцов, представляющих собой остатки мозазавров, морских черепах, плезиозавров (длинношеих эласмозаврид и короткошеих поликотилид), летающих рептилий – птерозавров, а также позвонки и зубы акул, кости химер и других рыб.

Также нам удалось обнаружить часть черепа мозозавра-клидаста (Clisastes propython), в том числе, сохранилась конструкция внутреннего уха. – Поясняет Максим Архангельский. - Его мы планируем изучить более детально и понять как работал мозг морского ящера. Наиболее крупные особи мозазавров достигали 18 метров в длину. Они были на вершине пищевой пирамиды позднемеловых морей. Однако, клидасты были небольшими хищниками-рыбоядами, длиной всего около 4 м.

Источник: Пресс-служба СГТУ