Рекомендации для Минпросвещения выработали эксперты и общественники на площадке ОП РФ
По итогам встречи Президента РФ Владимира Путина 5 июня с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных, Минпросвещения России поручено представить предложения по совершенствованию экологического образования в рамках реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в части, касающейся улучшения условий для их реализации. Участники круглого стола обсудили и выработали рекомендации как по теме выполнения данного поручения, так и в целом по формированию и развитию государственной системы непрерывного общего экологического образования.
Елена Шаройкина, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, рассказала, что приняла участие в первом заседании единого штаба по решению вопросов ликвидации накопленного вреда «Усольехимпрома», которое состоялось 11 августа в городе Усолье-Сибирском Иркутской области, и отметила четкое взаимодействие всех заинтересованных ведомств при развертывании работы по локализации очага загрязнения.
«Почему последние 10–20 лет этим никто не занимался? Если бы система экологического образования в стране начала работать 20 лет назад, наш мир уже был бы немножко другим. Почему только когда Президент лично взял ситуацию на контроль и поставил сжатые сроки, все заработало?», — говорит она.
«В вопросе экологического образования Президент поставил Минпросвещения конкретную цель. Доложить надо уже в конце августа. Сейчас все этим занимаются, тем более что опыт накоплен огромный. Совершенно непонятно, почему пока ничего не происходило. Но я верю, что все вместе мы сможем ситуацию изменить, и очень оптимистично отношусь к нашей встрече», — сказала Елена Шаройкина.
Количество гостей и экспертов на круглом столе подтверждает актуальность вынесенной на обсуждение темы, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.
«Рада буду услышать от вас, что вы считаете правильным делать в школе и других образовательных учреждениях. Как профильная комиссия мы будем содействовать тому, чтобы распространять и внедрять лучшие практики в систему общего и профессионального образования. В свете принятых во втором чтении поправок к закону “Об образовании” в части воспитания, на мой взгляд, сегодня как никогда актуально увидеть те форматы, в которых можно было бы осуществлять воспитание в области экологии. Мы все понимаем, что это один из острых вызовов, который стоит перед всем миром», — подчеркнула она.
Елена Смирнова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России, напомнила, что в ноябре прошлого года Совет по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) при Минпросвещения России рассмотрел и одобрил обновленные стандарты начального и основного общего образования, вслед за которыми будут разработаны примерные образовательные программы, в которые войдет и экологическое просвещение.
«Проекты ФГОС, безусловно, направлены и на обеспечение экологического воспитания и культуры подрастающего поколения. Осознание ими глобального характера экологических проблем, активного неприятия действий, наносящих вред экологии», — сказала чиновница.
Она также отметила, что в рекомендациях ведомства регионам в этом году акцент делается на включение в программы воспитания экологической составляющей.
Ольга Прудникова, директор Департамента управления делами и кадровой политики Минприроды России, обратила внимание на то, что во многих регионах уже разработаны концепции и стратегии экологического просвещения, но единого федерального документа, который бы регламентировал само понятие «экологическое просвещение», нет. Необходимо также понять, считает она, в чем разница между экологическим просвещением и экологическим образованием.
Председатель Научного совета по проблемам экологического образования РАО Анатолий Захлебный напомнил, что социальное партнерство — одно из важных условий реализации поручения Президента. Рассуждая о целях и задачах экологического образования, он отметил, что современное экологическое образование в стране стоит на уровне естественнонаучного знания, а гуманистический элемент в нем представлен незначительно, тогда как именно гуманистическая направленность должна стать его центральным звеном.
Анатолий Захлебный обратил внимание на то, что в области экологического образования отсутствует единый понятийно-теоретический аппарат. Эксперт рассказал, что в настоящее время ведется работа над педагогическим глоссарием по экологическому образованию и школьным экологическим словарем для обучающихся. Среди его рекомендаций по формированию и развитию государственной системы непрерывного общего экологического образования — создание концепции непрерывного экологического образования и разработка ее дорожной карты.
Фото - oprf.ru
Вера Струкова, заместитель руководителя Московского городского управления природными территориями, считает, что экологическое просвещение и экологическое образование — это два неразделимых понятия и непрерывный процесс, который должен начинаться в детском саду, проходить через младшую, среднюю и старшую школу и продолжаться в вузах.
«Только тогда мы получим экологически ориентированных взрослых», — убеждена она.
Обладать полным набором экологических знаний гражданам необязательно, говорить надо о формировании экологической культуры, убежден председатель центрального совета Российской зеленой лиги Сергей Симак, который рассказал об одной из технологий, которая может стать инструментом формирования экологической культуры и использоваться в течение всего процесса 11-летнего школьного обучения.
«Это учебно-методический комплекс “Экологические капельки”. Это комплекс заданий, задач и упражнений для каждого урока, каждого предмета, который имеет форму текущей темы урока, но при этом методологическое содержание в области экологии. Считаю, что подобные подходы могут быть достаточно эффективны», — настаивает он.
Эксперты также обратили внимание на важность формирования экологического самосознания не только у подрастающего поколения и взрослых граждан, но и у общественных организаций, власти и бизнеса. Среди их предложений — дополнение ФГОС вопросами изменения климата и адаптации к этим переменам; обязательное изучение в старшей школе предмета «Экология»; привлечение к системе подготовки педагогических работников в сфере экологии специалистов особо охраняемых природных территорий, ученых, педагогов, экологов-практиков, а также изучение зарубежного опыта в сфере экологического образования; создание федерального методического центра по экологическому образованию с постоянно действующей системой консультирования и курсами повышения квалификации для педагогов и многое другое.
Источник: Пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.