Научное менторство в вузах

28.07.2020 336

Менторство – важная составляющая системы вузовского образования – считается одним из мощнейших рычагов профессионального роста. Ментором выступает специалист, который готов делиться своим опытом, помогать подопечному решать возникающие в процессе учебы сложности и выстраивать карьерную траекторию. Почему культура менторства активно развивается? Она дает возможность школьникам и студентам напрямую общаться с представителями профсообщества и из первых рук узнавать о реальных кейсах, возникающих в работе. Внутри университета создаются научные сообщества, деятельность которых направлена на поддержку студентов в исследовательской работе. Об успехах научного менторства в вузах России – читайте в нашем материале. 

Научная школа «Национально-культурные и цифровые тренды социально- экономического и политико-правового развития Российской Федерации в XXI веке», созданная во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, функционирует как неформальное сообщество более шести лет. Три года назад Школа стала отдельным университетским направлением научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и аспирантов. В этом году была поддержана системой грантов Президента Российской Федерации.

Фото - minobrnauki.gov.ru

Проблемные вопросы, над которыми трудятся сотрудники Школы, носят преимущественно междисциплинарный характер на стыке политологии, юриспруденции, социологии и экономики. За шесть лет в рамках Владивостокской Школы защищены более 25 выпускных работ студентов-бакалавров, подготовлено 15 магистерских диссертаций, ведется подготовка шести кандидатских и трех докторских диссертаций.

Фото - minobrnauki.gov.ru

«Мой интерес к научному познанию возник еще на первом курсе бакалавриата ВГУЭС, когда у меня появился научный наставник, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории российского и зарубежного права ВГУЭС Алексей Мамычев, – рассказал аспирант 1-го курса Антон Уханов. – Мои научные интересы – это юриспруденция, теория права, история политико-правовой мысли». 

Аспирантка Юлия Матюк тоже положительно отзывается о своем научном наставнике: 

«Путь начинающего ученого невозможен без опытного наставника. Алексей Юрьевич, как научный руководитель, всегда очень внимательно относится к своим студентам и аспирантам. Как профессионал своего дела, он всегда дает ценные советы при планировании исследования, справедливую и объективную оценку работы, что помогает совершенствовать навыки исследователя».

В Дагестанском государственном университете менторство появилось еще в 2001 году, когда на базе физического факультета вуза и Института физики ДНЦ РАН открыли кафедру магнетизма и физики фазовых переходов под руководством члена-корреспондента РАН Ибрагимхана Камилова.

Поддержка и советы опытных коллег-ученых помогают студентам при выборе собственной карьерной траектории и профессиональной научной деятельности. Под руководством врио Дагестанского федерального исследовательского центра РАН (ДФИЦ) Акая Муртазаева открыты две новые научные лаборатории для молодых исследователей, куда трудоустроены лучшие выпускники и аспиранты ДГУ.

«Будучи студентом я рассказывал ребятам, которые на тот момент учились в школе, которую я окончил, про свою жизнь в университете, про учебу, про то, какие перспективы их ждут, если они поступят в ДГУ. На своей странице в социальной сети Instagram я периодически рассказываю о важности науки и технически образованных людей», – поделился аспирант ДГУ, сотрудник лаборатории Курбан Муртазаев.

Свои курсовые и квалификационные работы студенты и аспиранты выполняют в научных лабораториях РАН под руководством наставника. В 2018 году для содействия развитию междисциплинарных научных исследований организован постоянно-действующий объединенный научный семинар физического факультета ДГУ и Института физики ДФИЦ РАН.

В 2019 году Центр элитного образования Донского государственного технического университета запустил образовательный модуль «Введение в биомедицинское материаловедение и биомеханику» для студентов выпускных курсов бакалавриата, обучающихся по инженерным и естественнонаучным направлениям. Уникальный образовательный курс разработан совместно с профессором Сиднейского университета, руководителем лаборатории механики биосовместимых материалов ДГТУ Майклом Свэйном.

Концепция модуля ориентирована на развитие научно-исследовательского потенциала студентов. В рамках модуля молодым людям предлагают решать реальные прикладные задачи биоинженерии и медицины, поставленные практикующими врачами Ростова-на-Дону, а также учеными ДГТУ. Первый набор студентов состоялся в апреле 2019 года. В результате конкурса были отобраны 14 третьекурсников ДГТУ по критериям: интерес и готовность к научным изысканиям, инициативность, опыт участия в научной и/или проектной деятельности.

Участникам образовательного модуля была предложена индивидуальная траектория исследовательского процесса, возможность работы на уникальном научном оборудовании НОЦ «Материалы» ДГТУ и участие в текущей экспериментальной работе. В качестве наставников выступили преподаватели и ученые ДГТУ, эксперты в области медицины и биологии, в том числе – профессор Майкл Свэйн, профессор Университета Нью-Мексико (США) Игорь Севостьянов, практикующие врачи поликлиник Ростова-на-Дону.

Фото - minobrnauki.gov.ru

Финальная защита проектов состоялась в июне этого года. На онлайн-платформе Zoom обучающиеся презентовали результаты работы над научными кейсами в области стоматологии, офтальмологии и ортопедии ученым опорного университета и представителям медицинского сообщества Ростова-на-Дону, а также продемонстрировали свои знания в области медицины, робототехники, кибербезопасности информационных систем, приборостроения и прикладной механики.

«Я впечатлен качеством студенческих проектов, виден искренний интерес молодых людей к выбранным ими темам, – отметил Майкл Cвэйн.За короткий срок студенты действительно глубоко погрузились в различные предметные области. Я надеюсь, что эти проекты станут стартом в их дальнейшей научной исследовательской карьере».

Результаты исследовательской работы студентов будут опубликованы в профильных научных изданиях, по нескольким проектам поданы заявки на получение патента на изобретение.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является неотъемлемой частью учебного процесса в Московском авиационном институте. Ее основная задача – создание условий для развития студентов как исследователей и будущих молодых ученых.

Фото - minobrnauki.gov.ru

Отдел НИРС проводит мероприятия с участием представителей кафедр, лабораторий, научно-исследовательских отделов, студенческих конструкторских бюро, где студенты могут узнать о карьерных возможностях в научной сфере. Студенты знакомятся с возможными темами исследований, материально-техническими ресурсами, находят интересные направления научных исследований. В 2019 году участниками научно-исследовательской работы стали более тысячи студентов, а за последний год маевцы приняли участие в более чем 100 научных мероприятиях.

В Московском физико-техническом институте действует несколько проектов менторства и наставничества. В 2019 году по инициативе Физтех-школы прикладной математики и информатики и выпускников Физтеха был создан специальный фонд – Целевой капитал №6, размер которого составил 20,6 млн рублей.

Фото - minobrnauki.gov.ru

В настоящее время в рамках данного проекта было утверждено четыре программы финансирования:

- гранты для абитуриентов Факультета управления и прикладной математики (ФПМИ), которые предоставляются первокурсникам с дипломами олимпиад и активным участникам проектной деятельности;

- стипендиальная программа «Наставник будущих физтехов» для студентов, которые участвуют в проведении олимпиад и тренировочных сборов, мероприятий, направленных на популяризацию математики, программирования и computer science среди школьников. Стипендия позволит усилить кадровый состав региональных образовательных центров как на школьном уровне, так и на уровне высшего образования;

- летние конференции Турнира Городов – математическое мероприятие для талантливых школьников, увлекающихся научными математическими проектами;

- грантовая поддержка студентов ФПМИ, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность.

Также выпускники Физтех-школы ведут занятия в Школе глубокого обучения (Deep Learning School) – учебной организации на базе ФПМИ МФТИ.

«Основная деятельность школы – разработка курсов по искусственному интеллекту для школьников и студентов, интересующихся программированием и математикой, знакомство слушателей с теорией и практикой глубокого обучения (нейронных сетей) в интерактивном формате. Данное направление очень востребовано – в Школе глубокого обучения обучается более 11 000 студентов», – прокомментировал директор ФПМИ МФТИ Андрей Райгородский.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*