Менторство – важная составляющая системы вузовского образования – считается одним из мощнейших рычагов профессионального роста. Ментором выступает специалист, который готов делиться своим опытом, помогать подопечному решать возникающие в процессе учебы сложности и выстраивать карьерную траекторию. Почему культура менторства активно развивается? Она дает возможность школьникам и студентам напрямую общаться с представителями профсообщества и из первых рук узнавать о реальных кейсах, возникающих в работе. Внутри университета создаются научные сообщества, деятельность которых направлена на поддержку студентов в исследовательской работе. Об успехах научного менторства в вузах России – читайте в нашем материале.
Научная школа «Национально-культурные и цифровые тренды социально- экономического и политико-правового развития Российской Федерации в XXI веке», созданная во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, функционирует как неформальное сообщество более шести лет. Три года назад Школа стала отдельным университетским направлением научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и аспирантов. В этом году была поддержана системой грантов Президента Российской Федерации.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Проблемные вопросы, над которыми трудятся сотрудники Школы, носят преимущественно междисциплинарный характер на стыке политологии, юриспруденции, социологии и экономики. За шесть лет в рамках Владивостокской Школы защищены более 25 выпускных работ студентов-бакалавров, подготовлено 15 магистерских диссертаций, ведется подготовка шести кандидатских и трех докторских диссертаций.
«Мой интерес к научному познанию возник еще на первом курсе бакалавриата ВГУЭС, когда у меня появился научный наставник, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории российского и зарубежного права ВГУЭС Алексей Мамычев, – рассказал аспирант 1-го курса Антон Уханов. – Мои научные интересы – это юриспруденция, теория права, история политико-правовой мысли».
Аспирантка Юлия Матюк тоже положительно отзывается о своем научном наставнике:
«Путь начинающего ученого невозможен без опытного наставника. Алексей Юрьевич, как научный руководитель, всегда очень внимательно относится к своим студентам и аспирантам. Как профессионал своего дела, он всегда дает ценные советы при планировании исследования, справедливую и объективную оценку работы, что помогает совершенствовать навыки исследователя».
В Дагестанском государственном университете менторство появилось еще в 2001 году, когда на базе физического факультета вуза и Института физики ДНЦ РАН открыли кафедру магнетизма и физики фазовых переходов под руководством члена-корреспондента РАН Ибрагимхана Камилова.
Поддержка и советы опытных коллег-ученых помогают студентам при выборе собственной карьерной траектории и профессиональной научной деятельности. Под руководством врио Дагестанского федерального исследовательского центра РАН (ДФИЦ) Акая Муртазаева открыты две новые научные лаборатории для молодых исследователей, куда трудоустроены лучшие выпускники и аспиранты ДГУ.
«Будучи студентом я рассказывал ребятам, которые на тот момент учились в школе, которую я окончил, про свою жизнь в университете, про учебу, про то, какие перспективы их ждут, если они поступят в ДГУ. На своей странице в социальной сети Instagram я периодически рассказываю о важности науки и технически образованных людей», – поделился аспирант ДГУ, сотрудник лаборатории Курбан Муртазаев.
Свои курсовые и квалификационные работы студенты и аспиранты выполняют в научных лабораториях РАН под руководством наставника. В 2018 году для содействия развитию междисциплинарных научных исследований организован постоянно-действующий объединенный научный семинар физического факультета ДГУ и Института физики ДФИЦ РАН.
В 2019 году Центр элитного образования Донского государственного технического университета запустил образовательный модуль «Введение в биомедицинское материаловедение и биомеханику» для студентов выпускных курсов бакалавриата, обучающихся по инженерным и естественнонаучным направлениям. Уникальный образовательный курс разработан совместно с профессором Сиднейского университета, руководителем лаборатории механики биосовместимых материалов ДГТУ Майклом Свэйном.
Концепция модуля ориентирована на развитие научно-исследовательского потенциала студентов. В рамках модуля молодым людям предлагают решать реальные прикладные задачи биоинженерии и медицины, поставленные практикующими врачами Ростова-на-Дону, а также учеными ДГТУ. Первый набор студентов состоялся в апреле 2019 года. В результате конкурса были отобраны 14 третьекурсников ДГТУ по критериям: интерес и готовность к научным изысканиям, инициативность, опыт участия в научной и/или проектной деятельности.
Участникам образовательного модуля была предложена индивидуальная траектория исследовательского процесса, возможность работы на уникальном научном оборудовании НОЦ «Материалы» ДГТУ и участие в текущей экспериментальной работе. В качестве наставников выступили преподаватели и ученые ДГТУ, эксперты в области медицины и биологии, в том числе – профессор Майкл Свэйн, профессор Университета Нью-Мексико (США) Игорь Севостьянов, практикующие врачи поликлиник Ростова-на-Дону.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Финальная защита проектов состоялась в июне этого года. На онлайн-платформе Zoom обучающиеся презентовали результаты работы над научными кейсами в области стоматологии, офтальмологии и ортопедии ученым опорного университета и представителям медицинского сообщества Ростова-на-Дону, а также продемонстрировали свои знания в области медицины, робототехники, кибербезопасности информационных систем, приборостроения и прикладной механики.
«Я впечатлен качеством студенческих проектов, виден искренний интерес молодых людей к выбранным ими темам, – отметил Майкл Cвэйн. – За короткий срок студенты действительно глубоко погрузились в различные предметные области. Я надеюсь, что эти проекты станут стартом в их дальнейшей научной исследовательской карьере».
Результаты исследовательской работы студентов будут опубликованы в профильных научных изданиях, по нескольким проектам поданы заявки на получение патента на изобретение.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является неотъемлемой частью учебного процесса в Московском авиационном институте. Ее основная задача – создание условий для развития студентов как исследователей и будущих молодых ученых.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Отдел НИРС проводит мероприятия с участием представителей кафедр, лабораторий, научно-исследовательских отделов, студенческих конструкторских бюро, где студенты могут узнать о карьерных возможностях в научной сфере. Студенты знакомятся с возможными темами исследований, материально-техническими ресурсами, находят интересные направления научных исследований. В 2019 году участниками научно-исследовательской работы стали более тысячи студентов, а за последний год маевцы приняли участие в более чем 100 научных мероприятиях.
В Московском физико-техническом институте действует несколько проектов менторства и наставничества. В 2019 году по инициативе Физтех-школы прикладной математики и информатики и выпускников Физтеха был создан специальный фонд – Целевой капитал №6, размер которого составил 20,6 млн рублей.
Фото - minobrnauki.gov.ru
В настоящее время в рамках данного проекта было утверждено четыре программы финансирования:
- гранты для абитуриентов Факультета управления и прикладной математики (ФПМИ), которые предоставляются первокурсникам с дипломами олимпиад и активным участникам проектной деятельности;
- стипендиальная программа «Наставник будущих физтехов» для студентов, которые участвуют в проведении олимпиад и тренировочных сборов, мероприятий, направленных на популяризацию математики, программирования и computer science среди школьников. Стипендия позволит усилить кадровый состав региональных образовательных центров как на школьном уровне, так и на уровне высшего образования;
- летние конференции Турнира Городов – математическое мероприятие для талантливых школьников, увлекающихся научными математическими проектами;
- грантовая поддержка студентов ФПМИ, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность.
Также выпускники Физтех-школы ведут занятия в Школе глубокого обучения (Deep Learning School) – учебной организации на базе ФПМИ МФТИ.
«Основная деятельность школы – разработка курсов по искусственному интеллекту для школьников и студентов, интересующихся программированием и математикой, знакомство слушателей с теорией и практикой глубокого обучения (нейронных сетей) в интерактивном формате. Данное направление очень востребовано – в Школе глубокого обучения обучается более 11 000 студентов», – прокомментировал директор ФПМИ МФТИ Андрей Райгородский.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.