- Мы постарались определить взаимосвязь между ошибками и учебными трудностями, - рассказал руководитель Центра вычислительных наук об образовании дирекции по онлайн-обучению ВШЭ Дмитрий Аббакумов. - С помощью психометрики смоделировали несколько ситуаций, которые в будущем позволят авторам онлайн-курсов направленно повышать качество учебных материалов.
Что такое психометрика? Наука об измерениях в образовании и психологии. Появилась более века назад: тогда впервые задумались, можно ли измерить знания, способности и другие психологические характеристики, которые нельзя увидеть. В основе - математическая статистика.
- До сих пор ученые рассматривали ошибки студентов как независимые случайные события, - говорит Дмитрий Аббакумов. - Никого не волновало, как ошибка, сделанная в одном задании, связана с другими ошибками, причем как у конкретного студента, так и у всей аудитории учебного курса. Мы предлагаем альтернативный подход: рассматривать ошибки как потенциально связанные события, изначально предполагая, что все связано со всем.
В чем ценность такого подхода? Для практики цифрового образования это действительно открытие. Обычно разработчики онлайн-курсов прорабатывают ошибки студентов точечно. Если студент ошибся в каком-либо задании, он получит автоматический ответ с пояснением или отсылкой к видео-лекции. Такой формат обратной связи активно поддерживается самими платформами онлайн-обучения, например Coursera. Беда в том, что пояснение относится только к одному конкретному заданию. Кроме того, некоторые ошибки могут быть связаны вовсе не с уровнем знаний студента, а с низким качеством самих материалов курса или другими проблемами, что называется, "по ту сторону экрана".
Например, в одном из онлайн-курсов Вышки по социальным наукам - 10 заданий. Студенты сделали ошибки в четырех - 1,3,5 и 7. Выяснилось, что эти пункты связаны друг с другом, а остальные - нет. Значит, скорее всего, ошибка в одном из этих заданий повторится и в других трех.
- Связанные ошибки относятся к заданиям со свободным вводом: студент не выбирает ответ из нескольких, а самостоятельно вводит число или слово, - поясняет Аббакумов. - Получается, что ошибки вызваны не столько непониманием материала, сколько вводом ответа. В таком случае, действительно, если студент ввел ответ не в том формате в одном из заданий, скорее всего, он сделает ту же ошибку и в других заданиях такого же типа. Проблема решается просто: автору курса нужно просто составить инструкцию по вводу ответа. Очевидно, что традиционная подсказка "пересмотрите видео и попробуйте снова" в этом случае не работает.
В отличие от камерного формата занятий в аудитории, во время онлайн-курса преподаватель не может задать уточняющие вопросы всем студентам, чтобы понять, где ребята "потеряли контакт". Теперь у авторов онлайн-курсов есть "своеобразная линза", которая высвечивает учебные трудности сразу у многотысячной виртуальной аудитории.
Текст - Мария Агранович
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.