Мер по созданию максимально гибких условий трудоустройства для студентов и выпускников вузов много. Так, сейчас минобрнауки работает над пересмотром перечней специальностей и направлений подготовки, чтобы в итоге выдать новый макет федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. У студентов появится возможность выбрать направление подготовки, начиная не с первого, а с третьего года обучения. А для желающих - даже сменить профиль или взять "параллель". Подобная система существует во многих странах - лидерах по образованию и показала свою эффективность. С одной стороны, она позволяет студентам в первые два года спокойно присмотреться к будущей профессии, получая качественные базовые знания. С другой - предоставляет больше вариантов усилить выбранное направление важными знаниями и компетенциями из смежных областей, тем самым получив более конкурентоспособное образование.
Кроме того, обсуждается и вопрос о введении в российских вузах программ прикладного бакалавриата. Чем он отличается от обычного, который сегодня есть во всех российских вузах? Суть - в сочетании программ среднего и высшего профобразования, союз практических навыков работы на производстве и глубоких теоретических знаний. Причем не менее половины всего обучения - это практика, включая лабораторные опыты и эксперименты, а также мастер-классы на производстве. Задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, чтобы сразу, без стажировок, начать работать по специальности.
История с прикладным бакалавриатом не нова. В 2010 году в России уже был запущен такой эксперимент: пятьдесят с лишним вузов и техникумов взялись тогда за новый подход. Предполагалось, что такая модель станет альтернативой классическому среднему профобразованию. Но через пару лет дело застопорилось. Слишком запутанной оказалась процедура приведения к общему знаменателю программ высшего и среднего профобразования.
Но реальность такова, что специалист СПО сегодня уже превзошел уровень выпускника техникума. Что думают вузы сейчас, готовы ли переходить на новые рельсы? Какие направления в первую очередь подходят для этого? Директор Института фундаментального инженерного образования СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Юрий Филатов уверен: прикладное образование - тема именно для инженерно-технологического профиля деятельности. В тренде здесь могут быть такие направления, как производство машин и оборудования, ракетостроение и космическая техника, производство электронных и оптических изделий.
А вот проректор по образовательной деятельности Томского госуниверситета Евгений Луков считает, что и творческим специальностям здесь место. Например, из таких сфер, как медиа, IT, реклама, искусство, дизайн. Возможно, менеджмент и предпринимательство, документоведение. Прикладной бакалавриат может стать перспективным и для направлений подготовки, ориентированных на экономику 4.0 - это программы, которые направлены на подготовку специалистов по цифровой трансформации организаций.
В чем главный плюс прикладного бакалавриата?
-Такие программы будут разрабатываться только вместе с работодателями: это принципиальный момент, - говорит Евгений Луков. - Студенты, которые выберут программы прикладного бакалавриата, сразу получат навыки, востребованные на рынке. Ведь наполовину учеба будет состоять из практики.
Кстати, в ТГУ уже есть примеры тесного сотрудничества с работодателями: например, научно-образовательные центры "Высшая IT-школа", "Высшая школа журналистики". Там студенты начинают работать уже со второго курса.
Работодатель - главное звено в истории с прикладным бакалавриатом. А как же преподаватели? Потребуется ли им переподготовка?
- Им точно нужна будет стажировка в российских и зарубежных организациях, - отмечает Юрий Филатов. - Потребуется привлечение к работе российских и зарубежных специалистов. Но в какой-то степени прикладной бакалавриат - это восстановление старой практики советских времен.
Алия Багаутдинова, начальник департамента образовательной деятельности Университета ИТМО:
- Важно закрепить понятие прикладного бакалавриата на уровне законодательства, определить его место в системе высшего образования. Модель, когда прикладной бакалавриат рассматривался как элемент интеграции высшего и среднего профессионального образования, оказалась недостаточно эффективной.
Текст - Мария Агранович
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.